«Шесть драконов», «Жёлтая гора» и еще 9 самых дорогих произведений китайского искусства за последние 10 лет, проданных на аукционе
631
просмотров
На крупнейших аукционах долгое время доминировали европейские шедевры - от картин старых мастеров до поп-арта. Однако за последнее десятилетие по всему миру произошёл существенный сдвиг: произведения искусства из других культур появляются всё чаще и чаще, пользуясь огромным спросом. Одним из самых больших скачков на рынке было китайское искусство, которое по своей аукционной цене превзошло даже некоторые европейские произведения искусства.

Первый в стране арт-аукционный дом China Guardian был основан в 1993 году, вскоре за ним последовала государственная China Poly Group в 1999 году, которая с тех пор стала третьей по величине аукционной фирмой в мире. В последнее десятилетие этот успех продолжал процветать и китайское искусство уходило с аукционов по баснословной цене.

История китайского искусства прошла через множество различных этапов, часто под влиянием династических сдвигов Империи. По этой причине некоторые художественные стили часто называют именем династии, в которой они были сделаны, например, ваза Мин или лошадь Тан. В этой статье речь пойдёт об одиннадцати самых дорогих китайских шедевров за последние десять лет, проданных на аукционах.

1. Чжао Мэнфу

1. Чжао Мэнфу Буквы в письмах так же красивы по смыслу, как и по стилю.

Родившийся в 1254 году Чжао Мэнфу был учёным, художником и каллиграфом династии Юань, хотя сам он происходил из императорской семьи более ранней династии Сун. Считается, что его смелая кисть вызвала революцию в живописи, которая в конечном итоге привела к появлению современного китайского пейзажа. В дополнение к своим прекрасным картинам, на которых часто изображены лошади, Чжао практиковал каллиграфию в различных стилях, оказывая значительное влияние на методы, используемые во времена династий Мин и Цин.

Красота его письма проявляется в двух письмах, которые он послал своим братьям на рубеже XIV века. Его слова, говорящие и о меланхолии, и о братской привязанности, написаны так же изящно, как и по смыслу. Интимная и красивая природа этих хорошо сохранившихся документов обеспечила высокую цену, когда они были выставлены на продажу в China Guardian в 2019 году, а победитель торгов заплатил более тридцати восьми миллионов долларов за это произведение искусства.

2. Пань Тяньшоу

2. Пань Тяньшоу Вид с вершины, 1963 год.

Художник и искусствовед двадцатого века, Пань Тяньшоу развивал свои художественные навыки ещё мальчиком, копируя иллюстрации, которые он находил в своих любимых книгах. В школьные годы он занимался каллиграфией, живописью и резьбой по маркам, делая небольшие творения для своих друзей и сверстников. После завершения формального образования он полностью посвятил свою жизнь искусству, сам создавая множество произведений, а также преподавая этот предмет в ряде школ и университетов. К сожалению, Культурная революция произошла на пике карьеры Пань: годы публичных унижений и отречений сменились обвинениями в шпионаже, после чего он столкнулся с усиленными преследованиями и в конце концов умер в больнице в 1971 году.

Картины Пань отдают дань уважения конфуцианским, буддийским и даосским концепциям, которыми всегда вдохновлялось раннее китайское искусство, но также содержат небольшие новшества, которые делают его работы совершенно уникальными. Он взял традиционный пейзаж и добавил более мелкие детали, редко встречающиеся в более ранних картинах, а также предпочел изобразить обрывистые ландшафты, а не гладкие холмистые перспективы. Пань был даже известен тем, что использовал свои пальцы, чтобы добавить текстуру к своей работе. Все эти техники можно найти в картине «Вид с вершины», изображающей скалистую гору, которая была продана в 2018 году примерно за сорок один миллион долларов.

3. Императорская вышитая шёлковая танка

3. Императорская вышитая шёлковая танка Императорская вышитая шёлковая танка, 1402-24 гг.

Происходящие из Тибета, танки (тханги) — это картины на ткани, такой как хлопок или шёлк, которые обычно изображают буддийское божество, сцену или мандалу. Из-за их тонкой природы редко бывает, чтобы танка на протяжении долгого времени сохраняла свой первозданный вид. И, тем не менее, есть такие произведения искусства, которые считаются величайшими текстильными сокровищами в мире.

Плетёная танка относится к раннему периоду династии Мин, когда подобные изделия отправлялись в тибетские монастыри, религиозным и светским лидерам в качестве дипломатических подарков. На танке, о которой идёт речь, изображено свирепое божество Ракта Ямари, обнимающее свою Ваджраветали и победоносно стоящее на теле Ямы, Владыки Смерти. Эти фигуры окружены богатством символических и эстетических деталей, все они изящно вышиты с величайшим мастерством. Прекрасная танка была продана на аукционе Christie's в Гонконге в 2014 году за огромную сумму в размере сорока четырёх миллионов долларов.

4. Чэнь Жун

4. Чэнь Жун Шесть драконов, XIII век.

Родившийся в 1200 году китайский художник и политик Чэнь Жун был мало известен западным коллекционерам, когда его «Шесть драконов» появились на аукционе в 2017 году. Это может объяснить прискорбно неточную оценку, которая предсказывала, что свиток привлечёт предложение менее двух миллионов долларов. Однако к тому времени, когда молот опустился, цена взлетела почти до пятидесяти миллионов долларов.

Чэнь прославился во времена династии Сун своим изображением драконов, которые были символом императора, а также олицетворяли могущественную силу Дао. Свиток, на котором появляются его драконы, также содержит стихотворение и надпись художника, объединяющую поэзию, каллиграфию и живопись в одном. «Шесть драконов» - одна из немногих работ, оставленных мастером-художником-драконом, чей динамичный стиль продолжал оказывать влияние на изображение этих мифических существ на протяжении последующих столетий.

5. Хуан Биньхун

5. Хуан Биньхун Жёлтая гора, 1955 год.

Художник и искусствовед Хуан Биньхун прожил долгую жизнь и сделал плодотворную карьеру. Хотя его искусство прошло через множество этапов, кульминацией его стали последние годы жизни в Пекине, где он жил с 1937 по 1948 год. Там Хуан начал объединять две основные китайские системы живописи – живопись тушью и цветную живопись в инновационный гибрид.

Этот новый стиль не был хорошо принят его сверстниками и современниками, но по достоинству оценен современными коллекционерами и критиками. На самом деле работа Хуана стала настолько популярной, что его «Жёлтая гора» была продана в China Guardian в 2017 году более чем за пятьдесят миллионов долларов. Одна из самых необычных вещей в картине заключается в том, что Хуан, который к тому времени страдал от болезни глаз, нарисовал прекрасный пейзаж по памяти, вспоминая свои предыдущие поездки в живописные горы провинции Аньхой.

6. Ци Байши

6. Ци Байши Орёл, сидящий на сосне.

Одним из самых противоречивых результатов аукциона в китайском искусстве стал «Орёл, сидящий на сосне» Ци Байши. В 2011 году картина появилась в China Guardian и была продана за невероятную сумму примерно в шестьдесят шесть миллионов долларов, что сделало её одним из самых дорогих произведений искусства, когда-либо проданных на аукционе. Однако вскоре разгорелся спор, и главный претендент отказался платить на том основании, что картина была подделкой.

Проблема усугубляется в случае Ци Байши тем фактом, что он, как считается, создал около пятнадцати тысяч отдельных работ за свою напряжённую карьеру. Несмотря на работу на протяжении всего двадцатого века, работа Ци не показывает никакого западного влияния. Его акварели сосредоточены на предметах традиционного китайского искусства, а именно на природе, и представлены они в лирической, причудливой манере. В «Орле, сидящим на сосне» художнику удалось сочетать простые, смелые мазки с чувством деликатности и фактуры, символизируя качества героизма, силы и долголетия.

7. Су Ши

7. Су Ши Дерево и камень, 1037-1101 гг.

Один из учёных чиновников, отвечавших за управление империей Сун, Су Ши был государственным деятелем и дипломатом, а также великим художником, мастером прозы, выдающимся поэтом и прекрасным каллиграфом. Отчасти именно из-за многогранного и очень влиятельного характера его карьеры оставшиеся произведения искусства так ценны, а его «Дерево и камень» проданы на Christie's в 2018 году почти за шестьдесят миллионов долларов.

Картина тушью на ручном свитке длиной более пяти метров изображает камень и дерево странной формы, которые вместе напоминают живое существо. Живопись Су Ши дополняется каллиграфией нескольких других художников и каллиграфов династии Сун, в том числе знаменитого Ми Фу. Их слова отражают смысл образа, говорят о течении времени, силе природы и силе Дао.

8. Хуан Тинцзянь

8. Хуан Тинцзянь Ди Чжу Мин, 1045-1105 гг.

Установив рекорд по результатам аукциона на то время для самого дорогого произведения китайского искусства, картина Хуан Тинцзяня «Ди Чжу Мин» была продана на аукционе Poly в 2010 году за ошеломляющую сумму без малого в шестьдесят три миллиона долларов. Хуан присоединяется к Су Ши как один из четырёх мастеров каллиграфии во времена династии Сун, и это произведение является его самым длинным рукописным свитком, существующим сегодня. Считается, что он представляет собой важный переход в стиле его каллиграфии.

Этот шедевр представляет собой каллиграфическое изображение эпиграфа Хуана, первоначально написанного знаменитым канцлером династии Тан Вэй Чжэном. Добавление надписей рядом более поздних учёных и художников сделало работу как более длинной, так и более культурно (и материально) ценной.

9. Чжао Уцзи

9. Чжао Уцзи Июнь-октябрь, 1985 год.

Китайский современный художник Чжао Уцзи в течение пяти месяцев неустанно работал над своей самой большой и успешной картиной, которую он назвал «Июнь-октябрь 1985».
Работа была заказана в начале того же года известным архитектором Юймин Бэй, с которым у Чжао сложилась тесная личная дружба после их первой встречи в 1952 году. Бэй нуждался в произведении искусства, чтобы повесить его в главном здании комплекса Raffles City в Сингапуре, и Чжао предоставил поразительную картину длиной десять метров, характеризующуюся своей открытой и абстрактной композицией, а также своей трансцендентной и яркой палитрой. Данное произведение было продано почти за шестьдесят шесть миллионов долларов.

10. У Бин

10. У Бин Десять видов скалы Лингби, ок. 1610 года.

Мало что известно о художнике династии Мин У Бине, но из его работ ясно, что он был набожным буддистом, а также искусным каллиграфом и живописцем. За свою плодотворную карьеру он создал более полутысячи портретов архатов, тех, кто достиг трансцендентного состояния Нирваны, но на самом деле именно его пейзажи наиболее широко известны. Способность У улавливать силу природы также передана в его десяти картинах одного камня, известного как камень Лингби.

Такие куски камня из уезда Линби провинции Аньхой ценились китайскими учёными за их долговечность, резонанс, красоту и тонкую структуру. Почти двадцать восемь метров в длину рукописный свиток У обеспечивает панорамный вид одного из таких камней, сопровождаемый богатством письменного текста, который также демонстрирует его потрясающую каллиграфию. Изображённые со всех сторон, его двухмерные рисунки обеспечивают панорамный вид камня.

Когда он появился на аукционе в 1989 году, свиток был куплен за тогдашнюю монументальную сумму чуть больше одного миллиона долларов. Однако его повторное появление вызвало ещё более экстравагантные торги, и аукцион Poly 2010 года завершился выигрышной ставкой в размере семидесяти семи миллионов долларов.

11. Ци Байши

11. Ци Байши Двенадцать пейзажных экранов (часть 1), 1925 год.

Ци Байши снова оказывается на первом месте, поскольку его «Двенадцать пейзажных экранов» являются рекордсменами по самым дорогим результатам аукционов китайского искусства. Серия пейзажных картин тушью была продана на аукционе Poly в 2017 году по ошеломляющей цене в размере ста сорока одного миллиона долларов, что сделало Ци первым китайским художником, продавшим работу более чем за сто миллионов долларов.

Двенадцать пейзажных экранов (часть 2), 1925 год.

«Двенадцать экранов», на которых изображены отчётливые, но сплочённые пейзажи, одинаковые по размеру и стилю, но разные по точному предмету, олицетворяют китайскую интерпретацию красоты. Сопровождаемые замысловатой каллиграфией, картины воплощают силу природы, вызывая ощущение спокойствия. Он создал только одну работу такого рода. Но спустя семь лет, был создан ещё один набор из «Двенадцати пейзажных экранов» для сычуаньского военачальника, что в свою очередь прибавило ещё большую ценность данной работе.

Читайте также о том, как в работах Клода Моне появились японские мотивы и почему он стал одним из самых любимых художников в Стране Восходящего солнца, где его творчеству посвящён музей с индивидуально разработанной обстановкой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится