Дом спроектировал инженер-архитектор Иван Яковлев по заказу купца 1-й гильдии М.Н. Полежаева. Строительство началось в 1913 году, а закончилось в 1915-м. Преуспевающие купцы-старообрядцы Полежаевы, сколотившие свое состояние на продаже зерна, мудро предположили, что доход можно получать не только от торговли, но и от сдачи внаем недвижимости. Потенциальными жильцами нового доходного дома должны были стать амбициозные купцы-толстосумы, а промышленный район, в котором было решено возвести это масштабное здание (угол Старорусской и Новгородской), М.Н. Полежаев посчитал очень перспективным. В принципе так и произошло: сейчас это самый центр города.
Величественное здание можно считать классикой модерна. Башенки, эркеры, полуколонны, щипцы, пилястры – интересных элементов здесь море. А уж фигуры атлантов, которые будто бы поддерживают балконы, чего стоят!
Дом был рассчитан явно на очень обеспеченных жильцов. Лифты, санузлы, горячая и холодная вода, электричество, газ, и все это – в 1915 году! Площадь некоторых квартир достигала нескольких сот квадратных метров (20 комнат), а сама планировка была очень удобной. Большая квартира в таком доме, как правило, имела два входа – парадный и черный. Кухня – просторная, с прохладной кладовой и с небольшим дополнительным помещением для проживания горничной или кухарки.
А поскольку здание получилось огромным (нескольких корпусов с курдонером), да и внешне выглядело весьма привлекательно, то можно сказать, что по сути это был элитный жилой комплекс начала XX века.
Впрочем, сам купец Полежаев в этом доме не жил, а вот одна из его служанок, как вспоминали современники, прожила здесь вплоть до 1960-х годов.
Кстати, в этом помпезном здании некоторое время жила знаменитая в те времена поэтесса Черубина де Габриак (настоящее имя – Елизавета Дмитриева), из-за которой ранее произошла нашумевшая дуэль между Гумилевым и Волошиным. Впрочем, сама по себе дуэль была не настолько интересна, насколько ее расписывали сплетники. Вот как позже описывал ее Максимилиан Волошин: «Гумилёв промахнулся, у меня пистолет дал осечку. Он предложил мне стрелять еще раз. Я выстрелил, боясь, по неумению своему стрелять, попасть в него. Не попал, и на этом наша дуэль окончилась». Подробнее об этой истории можно прочитать здесь.
После революции дом Полежаева перешел государству и многокомнатные квартиры превратились в коммуналки. В некоторые из них заселили по 10-12 семей. Нижний этаж в разное время занимали городские организации (например, поликлиника).
Сейчас в доме есть как обычные, так и коммунальные квартиры и, так же, как и в советские годы, часть помещений занимают организации. Здание по праву включено в список объектов культурного наследия нашей страны.
Хотя дом в целом сохранил свой первоначальный облик, за советские годы его разномастные жильцы (конечно же, не все) достаточно небрежно относились к внутренним помещениям, так что некогда шикарные подъезды (парадные) за десятки лет приобрели достаточно неприглядный вид. Плитка кое-где отвалилась, на обшарпанных стенах регулярно появлялись различные надписи. Совсем как в монологе Булгаковского профессора Преображенского про разруху, которая «в головах»! В последние годы подъезды стали постепенно ремонтировать, однако до полного обновления дома пока далеко.
Кстати, о Булгакове. Таинственно-мрачный вид этого питерского здания, которое, кстати, у окрестных жителей всегда порождало всевозможные слухи и легенды, заинтересовал режиссера Владимира Бортко. Несмотря на то, что действие романа «Мастер и Маргарита» происходит в центре Москвы, при экранизации этого произведения в 2004 году Бортко как режиссер и сценарист принял решение снимать «нехорошую квартиру» именно здесь, в доме Полежаева. И не прогадал: сериал, как известно, имел большой успех, и колоритное здание, то и дело появляющееся на экране, только усилило созданный режиссером мистический эффект.
После съемок фильма, вышедшего на экраны в 2005-м, особо впечатлительные натуры стали поговаривать о мистическом влиянии произведения Булгакова на это здание. Мол, теперь в его коридорах можно услышать и странные звуки, и увидеть некие необъяснимые явления, но это, конечно же, не более чем слухи.