Дега предпочитал в своем творчестве закрытые пространства и искусственное освещение, поэтому в его работах так редко можно увидеть пейзажи и архитектуру, зато так часто - убранство кафешантанов и танцевальных студий.
Детство Дега
Настоящее имя художника - Илер-Жермен-Эдгар де Га, это уже потом под влиянием политических и социальных идей он изменил его на более простое – Эдгар Дега. Эдгар был старшим сыном в обеспеченной семье банкира. Поскольку статус семьи художника был сравнительно высоким, в возрасте 11 лет Эдгар поступил на обучение в лицей Луи ле-Гран, одну из ведущих школ не только в Париже, но и во всей Франции.
Когда Дега исполнилось 13 лет, умерла его мать, что сильно ударило по психике мальчика. После смерти матери за воспитание детей отвечал отец Дега. Он прочил своему старшему сыну карьеру юриста, однако Эдгар не обладал ни желанием, ни способностями к этой профессии, поэтому отец стал поддерживать художественные наклонности сына, которые стали проявляться еще в раннем детстве. Когда Эдгару было 18 лет, он превратил свою комнату в отцовском доме в художественную студию.
Раннее творчество
В возрасте 20 лет Дега поступил в знаменитую парижскую Школу изящных искусств. Однако всего через год он решил отправиться в Италию для изучения классической живописи и скульптуры. Там он пробыл около трех лет, проживая у своей тетушки.
В Италии Дега сделал огромное количество набросков работ художников, которыми он восхищался, включая Джотто, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Тициана. Кроме того, будучи в гостях у тети Лоры и ее мужа Дженнаро Беллелли, Дега начал работу над портретом семьи Беллелли. Этот портрет считают его первым шедевром.
Любимые художники
Художниками, чьи работы имели самое глубокое влияние на Дега, были Жан-Огюст-Доминик Энгр и Эжен Делакруа. Энгр был реалистом и приверженцем историзма и классических линий в живописи. Его работы отличались идеальной композицией и формой. Делакруа же был его абсолютной противоположностью – предводителем романтизма во французской живописи. Его картины знамениты акцентами, которые художник ставил на цвет и движение.
Влияние на творчество Эдгара Дега двух противоположных стилей живописи привело к его уникальным шедеврам более поздних лет, в которых объединялись линии, формы, композиция, а также движение и цвет.
В музей при жизни
Ранние работы Дега были историческими картинами и портретами. Среди его семейных портретов оказалась и знаменитая картина «Хлопковая контора Нового Орлеана». Этот грандиозный и детальный портрет оказался первой работой, которую у художника выкупил музей. Она принесла ему не только финансовую стабильность, но и славу, что стало переломным моментом в его карьере.
После завершения «Хлопковой конторы» Дега перестал писать исторические сюжеты, сконцентрировавшись на современной жизни. Он стал писать лошадей и их наездников на скачках, а также почти полностью переключился на женские фигуры.
Танцовщицы и балерины
Эдгар Дега часто посещал Парижский Оперный театр и, будучи близким другом Жюля Перро, известного балетмейстера, даже получил разрешение посещать балетные репетиции. Именно там и родилась его любовь к предмету танца. С 1870-х годов и до самой смерти Дега исследовал этот предмет в своих работах. Он изображал балерин как в движении, так и в состоянии покоя. Его интересовало все – от репетиций до выступлений.
Он изображал танцовщиц в сотнях различных положений, с разных углов и под разным освещением, с зеркалами и без, в костюмах и без. Дега стал непревзойденным мастером движения в картинах. Именно поэтому его балерины знамениты на весь мир.
Запятнанная репутация
Несмотря на порой идеализирующие женщин изображения балерин, некоторые критики называли и сегодня называют Эдгара Дега женоненавистником. Дело в том, что у него есть несколько изображений купающихся, нагих женщин в неловких позах. Не помогло его репутации и то, что художник нередко называл танцовщиц, позирующих ему, своими «маленькими обезьянками».
На протяжении жизни художника преследовало еще одно нелестное обвинение – в антисемитизме. В знаменитом деле Дрейфуса, еврейского офицера, несправедливо осужденного и изгнанного из страны, Франция разделилась на два лагеря: тех, кто поддерживал изгнание Дрейфуса, и тех, кто был на стороне несправедливо осужденного офицера. Дега был за изгнание и потому получил нелестную характеристику антисемита.
Самые знаменитые произведения
Несмотря на ассоциацию Дега с балеринами, самой знаменитой картиной художника является «Абсент». Эту картину воспринимают как аллегорию изоляции и одиночества парижан на фоне быстрорастущего города.
Много ранее не выставленных картин и рисунков Эдгара Дега были показаны после его смерти. Сегодня Дега считают пионером импрессионизма. Ему приписывают объединение техник классицизма и реализма с чувствительностью импрессионизма, давшее начало блестящим произведениям искусства, которые стали источником вдохновения для будущих поколений художников.