![Поэтичность живописи Жоана Миро: в чем черпал вдохновение для своих неподражаемых картин каталонский гений сюрреализма](https://homsk.com/upload/media/posts/2020-10/26/poetichnost-zhivopisi-zhoana-miro-v-chem-cherpal-vdohnovenie-dlya-svoih-nepodrazhaemyh-kartin-katalonskiy-geniy-syurrealizma_1603739203-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-0-1603739203.jpg)
Жоан Миро был влиятельным художником ХХ века, скульптором, керамистом и гравёром, который родился в 1893 году в каталонском регионе Испании, недалеко от Барселоны. Он начал рисовать ещё в детстве, а позже посещал бизнес-школу, а также Школу изящных искусств Ла-Лонха.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-2-1603739203.jpg)
В юности он познакомился с богатым фольклором Каталонии, который позже повлиял на его образы, в которых он видел все природные формы как существа, включая гальку и деревья. Во время посещения музея Каталонии в Барселоне он также познакомился с завершёнными интерьерами церквей с фресками IX-XII веков, с их относительно грубым исполнением и простыми, плоскими и карикатурными изображениями.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-4-1603739203.jpg)
Все эти элементы можно увидеть в работах художника, а также использование различий масштаба, когда одна форма непропорционально больше, чем другие, метод, часто используемый детьми, когда они делают наиболее важные для них объекты самыми большими объектами на изображении.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-6-1603739203.jpg)
После трёх лет обучения в бизнес-школе Жоан устроился на работу бухгалтером в аптеку, которую выбрали для него родители. Там он переутомился и серьёзно заболел, на грани «нервного срыва», за которым последовал приступ брюшного тифа. Затем родители отвезли его на свою новую загородную ферму Монтроиг, расположенную в уединенной каталонской деревне. Состояние его здоровья заставило родителей позволить ему заниматься тем, чем он больше всего хотел заниматься - рисовать. Он посещал Академию Гали в Барселоне (свободолюбивая академия с влиянием современных иностранных художников, где также был интерес к литературе и музыке). Он также научился рисовать одним лишь осязанием, а не зрением.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-8-1603739203.jpg)
В период дадаизма Ферра начал читать авангардных поэтов-сюрреалистов, таких как Аполлинер и Пьер Реверди. Он познакомился с Хосепом Льоренсом-и-Артигасом, который стал его другом на всю жизнь и с которым ему предстояло сотрудничать в гончарных проектах в последующие годы. Жоан также находился под влиянием фовизма (в частности, Анри Матисса) и кубизма, начавшегося в первые годы XX века, изначально отдав своё предпочтение написанию натюрмортов.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-10-1603739204.jpg)
С 1915 по 1918 год он писал обнажённую натуру, затем портреты и пейзажи. А после он начал геометризировать формы и использовать цвета независимо от их существования в природе (как фовисты, которые использовали яркие цвета, не видимые в природе). Он также начал искать знаки и символы, изображающие людей и животных в напряжении или движении. В молодости на него оказали наибольшее влияние Поль Сезанн, Мане, Клод Моне и Винсент Ван Гог. Галерея Далмау в Барселоне была местом сбора иностранных посетителей. Именно там Жоан познакомился с Франсисом Пикабиа, художником-дадаистом.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-12-1603739204.jpg)
На протяжении всей своей жизни он находился под влиянием своего каталонского наследия, такого как украшенная каталонская керамика и каталонские фрески, которые были восстановлены в 1920-х годах и окрашены плоскими узорами в народном стиле. Со временем он стал тяготеть к сюрреализму.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-14-1603739204.jpg)
Миро демонстрировал свои работы на сюрреалистических выставках, и особенно на него повлияли поэты-сюрреалисты, которые в своём стремлении проникнуть в подсознание играли в такие игры, как «Изысканный труп», чтобы сочинять стихи. Изысканный труп (последствия) - это техника, при которой словарь передавался группе поэтов, каждый из которых выбирал слово случайным образом. Какие бы слова ни возникали, они выстраивались в стихотворение. Именно так было создано выражение «Изысканный труп». Они также использовали техники психического автоматизма (например, свободной ассоциации) и «систематического расстройства чувств».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-16-1603739204.jpg)
В итоге, Жоан и другие художники разработали способ переноса этих техник на свою визуальную среду, используя свои сновидения и визуальные свободные ассоциации. На тот момент Ферра написал около ста картин из своих снов и это был его самый сюрреалистический период. Он также иллюстрировал сюрреалистические стихи в сотрудничестве с поэтами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-18-1603739204.jpg)
После переезда в Париж, в искусстве Жоана произошли большие перемены: он перешёл к более знакоподобным формам (например, иероглифам), геометрическим фигурам и общему ритму. Его формы включали кошек, бабочек, манекенов и каталонских крестьян, и в его образах было визуальное движение.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-20-1603739204.jpg)
Позже он стал рисовать фигуры, заимствованные из каталонского народного искусства и картины, основанные на открытках некоторых голландских интерьеров, которые он видел в Голландии, таких художников, как Ян Стин. Образы, с которыми он работал, были переполнены формами. Жоан постепенно упрощал формы и сильно урезал изображение, используя геометрические деления и изгибные движения в композициях.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-22-1603739204.jpg)
Затем он завершил первый этап своего творчества и начал подвергать сомнению и переоценке свою работу в течение следующих десяти лет, которые были для него борьбой, финансовой и художественной. Он начал экспериментировать с материалами - делал папье-коллажи и коллажи, используя изображения обычных предметов, таких как домашняя утварь, машины, а также настоящие гвозди, верёвки и т. д. Этот период экспериментов помог ему отбросить любые традиционные практики и избавиться от привычных деталей и техник в работе.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-24-1603739204.jpg)
Используя объекты, не имеющие никакого значения, художники могут концентрироваться на абстрактных качествах объектов, а не на связанных с ними значениях или эмоциях, что обеспечивает большую формальную свободу. Эти нейтральные предметы, не имеющие особой эстетической ценности или значимости, отвлекают внимание от предмета и направляют его на формы и содержание изображения. После создания таких коллажей Миро переносил изображение коллажа на холст.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-26-1603739204.jpg)
Хотя Миро часто характеризуют как абстрактного художника, сам он считал, что это не так - он даже считал оскорблением называть свою работу абстрактной, поскольку утверждал, что каждая форма в его изображениях основана на чём-то во внешнем мире, просто упрощенном в его характерные биоморфные формы и изогнутые линии.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-28-1603739204.jpg)
Во время Гражданской войны в Испании произошло много зверств, совершённых фашистскими войсками Франко, как это изображено Пикассо в его знаменитой «Гернике». Несмотря на то, что Миро не был политическим художником, его формы в это время изображают определённую жестокость, с искажениями и кричащим цветом. Он создал фреску для испанского павильона на парижской выставке «Жнец».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-30-1603739204.jpg)
В 40-41 годах он начал свою знаменитую серию из двадцати двух созвездий, состоящую из чёрных точек, представляющих звёзды на белом фоне, используя гуашь и разбавленное масло на бумаге. Во время Второй мировой войны художник остался в Испании и его творчество стало находиться под влиянием ночи, музыки и звёзд. Его формы стали ещё более абстрактными, и он использовал в своей работе целый ряд техник, например, когда линии пересекались, возникал всплеск основного цвета, когда красный и чёрный накладываются друг на друга, появляется жёлтый.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-32-1603739204.jpg)
Спустя пару лет он вернулся к живописи, теперь добавляя каллиграфические качества своим изображениям и к 44 году начал приобретать международную известность благодаря своей ретроспективной выставке в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке и присутствию на международной выставке сюрреалистов в Париже, организованной Марселем Дюшаном и Андре Бретоном.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/26/28247-entry-34-1603739204.jpg)
После выставок его пригласили сделать заказ на фреску для отеля в Цинциннати, штат Огайо. А затем он сделал ещё одну фреску для аспирантского центра в Гарварде. На протяжении 40-х годов он также рисовал некоторые «палочные фигуры», а в 50-х годах его изображения содержали формы, которые были почти как примитивные пиктограммы. Он рисовал керамику и вырезал из глины маленькие фигурки, похожие на примитивных богинь плодородия, и простые вазы с птицами и головами. Его стиль и техники постоянно меняли, привнося в творчество новые и более интересные штрихи и направления.
Читайте так же о том, как причудливые работы Сальвадора Дали со временем стали самыми настоящими шедеврами ювелирного искусства, стоимость которых буквально зашкаливает.