Краткая биография
Поль родился в далёком 1897 году, в эпоху технологической революции и был поражён воображением и изобретениями той эпохи. Очарованный поездами и трамваями, он испытывал непреодолимую страсть к путешествию Жюля Верна к центру Земли. Его фантастический мир и иллюстрации, сделанные Эдуардом Риу, повлияли на то, что должно было стать типичной дельвокской живописью.
Полю пришлось убедить отца разрешить ему поступить в Королевскую академию искусств в Брюсселе, чтобы он мог изучать то, к чему испытывал страсть. После короткого периода обучения на архитектурном факультете он выбрал вместо этого декоративную живопись.
Закончив обучение, Поль влился в экспрессионистское движение. Его работа «Гармония» отражает ужас, темноту и сильные эмоции, характерные для экспрессионизма. Тем не менее, такие работы, как «Девушки у моря», являются отличным преддверием следующего этапа творчества бельгийского художника.
В середине 1930-х годов он открыл для себя сюрреализм благодаря работам коллег-художников Рене Магритта и мастера метафизики Джорджо де Кирико. Сюрреализм стал откровением для Поля, но не в том смысле, в каком его коллеги принимали близко к сердцу сюрреалистическую идеологию. Его совершенно не интересовала политика движения. Скорее всего его привлекала поэтическая, таинственная атмосфера и абсурдная логика.
По словам художника, именно техники, проявленные в сюрреализме, изменили весь ландшафт возможностей. «Когда я осмелился нарисовать римскую триумфальную арку с несколькими лампами, зажжёнными на земле, был сделан решающий шаг. Для меня было совершенно необыкновенным откровением, величайшим откровением понять, что таким образом исчезнет любое ограничение изобретательности».
После того, как сюрреализм открыл двери для полотна без логических границ или универсальных правил, Поль освободился от всего, что связывало его с реальностью, и, таким образом, смог создать нечто среднее между современностью и вымыслом, между мечтами и уединением. Чтобы лучше понять творчество Поля, необходимо знать его амбиции, цели и чувства по отношению к живописи.
Главные темы и мотивы творчества
Карьеру Поля в сюрреализме можно разделить на три основных этапа. Эти три этапа связаны техникой и цветом, а также с отражением личного опыта, чувствами и темами. Хотя есть эксперты, которые решили разделить всю его иконографию с двух точек зрения (любовь и смерть), многие считают, что существует пять основных тем, которые проходят через три разных этапа или фазы, с определёнными персонажами и элементами, указывающими на их актуальность.
1. Лежащая Венера - повторяющийся мотив в его творчестве, отсылающий к его безусловной любви к женщинам.
2. Двойник, созданный парами, зеркалами или альтер-эго, представляет тему соблазнения и отношений с другим.
3. Архитектура, которая вездесуща в его творчестве, особенно из классической древности, а также из города Ватермаль-Буафор (Бельгия), где он прожил большую часть своей жизни.
4. Времена года, необходимые для формирования его живописной личности.
5. Рамки жизни, которые раскрывают его увлечение скелетами. Скелеты заменяют людей в их повседневной деятельности.
То, на что Поль уже намекал в своих экспрессионистских работах, стало краеугольным камнем его вселенной. Он посетил публичный дом в юности, и то, что он там увидел, стало источником его женской одержимости. Бордель дал волю его воображению, чтобы углубиться в темы, которые до тех пор были запрещены кому-то из такого консервативного происхождения. Художник изображал пары в странно необычных позах, позирующих перед ним или равнодушно идущие к тем, кто их созерцает. Женщины занимают центральное место в первых работах Поля. Они находятся на переднем плане почти каждой картины, где фоны практически не имеют веса. Изображённое женское тело обладает искрящейся красотой: черты их лица изящны, груди идеально округлы, а бёдра объёмны.
Женщины взаимодействуют друг с другом нетрадиционными способами. В сюрреалистической обнажённой натуре вряд ли есть что-то интимное, но между ними больше привязанности, чем с несколькими персонажами мужского пола, которые появляются на холсте. Поль обращался к лесбиянству, чтобы выразить своё разочарование традиционными отношениями, которые он склонен клеймить в своих работах, осуждая персонажей противоположного пола за отсутствие контакта и диалога. Он так сильно любил женщин, что намеренно возвышал их до уровня, недостижимого ни для одного мужчины.
То, на что Поль ранее намекал в своём шедевре первой фазы «Пробуждение леса», становится основным элементом второй фазы, особенно в его трилогии «Фазы Луны». Двойник и зеркала перекликаются с темами взаимоотношений с альтер-эго Поля. Что касается скелетов, то они демонстрируют его увлечение разрушением повседневного человеческого присутствия. Его интерес к биологии привёл его к приобретению скелета, который он всегда держал в своей студии и использовал в качестве модели для изображений скелетов в движении. Скелеты Поля, всегда лишённые похоронного смысла, казались ожившими объектами. Художник намеревался выйти за рамки логического, чтобы выразить недоумение.
Жюль Верн, его кумир и главный источник вдохновения, начинает быть постоянным персонажем в его картинах, часто разделяя ту же значимость, что и женщины или скелеты. Когда он не является главным героем, он появляется на заднем плане, сливаясь с пейзажем и принимая типичное поведение людей и второстепенную роль, но не менее важную.
Женщины по-прежнему являются главными героинями его картин, но теперь их сопровождают второстепенные персонажи. Разные актёры-мужчины повторяют появления в его работах, а также появление антагониста-женщины, скелетов. Вторая фаза вводит не только новых персонажей, но и новые элементы. Фон превращается в изящно выполненную архитектуру, особенно с римскими колоннами и коридорами.
В своей заключительной и третьей фазе Поль делает шаг назад от своих персонажей. Вместо того, чтобы поместить их на передний план, сделав главной достопримечательностью холста, он разбрасывает их повсюду и, наконец, придаёт фону, атмосфере и архитектуре заслуженное признание. С самого первого этапа некоторые намёки показали сюрреалистический потенциал при рисовании помимо человеческой формы, и именно здесь, посреди ночи, при самом слабом освещении, он сияет ярче всего. Не отказываясь полностью от своих старинных сооружений, поезда, станции и трамваи наполняют его более поздние картины эмоциями.
Образы и идеи пришли из его путешествий, когда в детстве он ездил на каникулы в дом своих тетушек. Непрерывное появление ламп, освещающих его работы, представляют собой воспоминания о масляных лампах, которые он видел в детстве. Ключевыми персонажами его последующих работ является использование железной архитектуры, фонарных столбов или ссылок на промышленные объекты, а также интерес к периферийным местам. Поль помещает их в исторические места или города древности, сцены с участием женщин, ожидающих на платформах или в залах ожидания, возможно, для встречи или начала путешествия становятся ключевыми фигурами, вновь занимая почётное место.
Несмотря на то, что работа Поля глубоко укоренилась в его воспоминаниях, третья фаза стала ближе всего к дому. Он стал ссылаться на свои детские воспоминания, изображая ночные сцены, в которых девочки ждут на пустынных станциях, иллюстрируя их страхи перед миром взрослых.
Наследие
Странность в картинах Поля всегда «одета» в ярко выраженную сценографию и приглашает зрителя в крошечный театр, где его фигуры расположены со сдержанной чувственностью и элегантным одиночеством. Сцены всегда идеально освещены, точно так же, как освещение классического кино.
Отсутствие общения между персонажами ставит их в нелогичную ситуацию, заставляя зрителя расшифровывать то, что может происходить. Всё это олицетворяет крайне сбивающий с толку образ, который зритель пытается воспринять, но безвозвратно ускользает. Именно здесь кроется радость его вселенной - всё кажется узнаваемым, но необъяснимым. По словам художника, «Живопись - это не только удовольствие от придания красок картине. Это также выражение поэтического чувства. Картины говорят сами за себя. Нет слов, чтобы объяснить эту картину. Если бы они были, они были бы совершенно бесполезны».
Работы Поля переносят зрителя в сказочный мир, где существа настолько изолированы и погружены в себя, что кажутся лунатиками. Это фигуры, чьи глаза ничего не передают, которые, кажется, смотрят на себя изнутри. Вселенная в картинах Поля является результатом собственного эмоционального багажа художника-сюрреалиста, который он трансформировал и расчленял, чтобы создать новый порядок. Сюрреализм стал чем-то другим благодаря чрезвычайно сложному видению Поля. Вместо того, чтобы рисовать иррациональное, он искал красоту и эмоции реального мира, окрашивая его смущающими качествами беспокойства.
В продолжение темы, читайте также о том, как Ричард Дадд, проведя большую часть в психиатрической лечебницы, рисовал мистические картины, навеянные видениями.