Согласно переписи населения, в начале XX века в США проживало 1,7 млн русских эмигрантов. При этом подавляющее большинство переселенцев (почти 80%) — это члены различных религиозных течений, которых притесняли на родине, называя сектантами, раскольниками и еретиками. В их числе были старообрядцы, которые не приняли реформу Никона, представители неправославных христианских конфессий, последователи различных религиозных общин и сект.
Наказания иноверцев в Российской империи
В Российской империи духовная жизнь была тесно связана со светскими законами. Отступление от православного христианства и причастность к другим религиям считалось преступлением против истинной веры. К категории религиозных преступников относились староверы, молокане, духоборы, штундисты, скопцы, субботники и другие конфессии, которые считались сектами.
В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года вероотступничеству был посвящен целый раздел. Так, за отказ от крещения и воспитания детей в православии карали заключением до 2 лет. За переход из православного христианства в другое вероисповедание обвиненного лишали всех прав и запрещали контактировать с детьми до возвращения в веру. Если раскольник распространял «ересь» среди других лиц, его могли наказать ссылкой и исправительными работами до 2 лет.
За отвлечение от православной веры путем подговоров или принуждений были предусмотрены самые тяжелые меры исправления — телесные наказания плетьми, клеймение и ссылки на каторгу до 15 лет.
Но основной причиной массовой религиозной эмиграции были даже не уголовные наказания, а введение обязательной воинской повинности в 1874 году. Сектанты всячески отрицали солдатчину и были против войны: «Отечества на земле не знаем… стремимся к отечеству небесному, а земным не дорожим и охранять его не хотим».
Когда началась эмиграция старообрядцев в Новый Свет
Эмиграция старообрядцев началась сразу после Собора 1667 года, который положил начало расколу Русской православной церкви. После него все несогласные с обновленной обрядовой традицией стали называться раскольниками, подлежали отлучению от церкви и подвергались репрессиям со стороны властей.
Целые общины старообрядцев перебирались на территорию Речи Посполитой и балканские земли Османской империи, где им была предоставлена полная свобода религиозной жизни. В Польше, Латвии, Литве и по берегам Чудского озера в Эстонии до сих пор есть поселения русских старообрядцев.
В конце 80-х годов XIX века староверы начали осваивать Новый Свет. Одними из первых в Америку перебрались русские раскольники из Сувалок (Польша) и сельских поселений рядом с Минском. Первое упоминание об эмиграции поморских староверов в Пенсильванию датируется 1888 годом.
Какие религиозные общины уезжали в Америку
Одними из первых религиозных эмигрантов из России стали духоборы. Представители этой конфессии отрицают внешнюю церковную обрядовость, исповедуются только Богу и не признают внешних отличий между людьми. Брак у них не считается таинством, а все богослужения проходят в комнате. В период правления Александра I духоборов не притесняли и даже освободили их от присяги, а гонения начались уже при Николае I. В 1841 году членов этой религиозной группы высылали в Грузию и Азербайджан, в период с 1841 по 1845 годы было переселено около 5 тысяч духоборов. После того как на Кавказе ввели всеобщую воинскую обязанность, члены секты стали активно протестовать и демонстративно сжигать оружие.
Гонения со стороны властей вынудили духоборов, которые всегда были против воинской службы, эмигрировать в Канаду, где до сих пор проживают более 30 тысяч их потомков.
Меннониты — еще одно религиозное течение, последователи которого вынужденно уезжали из России. Среди меннонитов были, в основном, немцы и голландцы, которые переселились в Россию еще во времена Екатерины II. Императрица пообещала эмигрантам свободу вероисповедания и бессрочное освобождение от военной повинности. Но в 1874 году все иностранные переселенцы были признаны военнообязанными. Такое требование противоречило религиозным убеждениям меннонитов, и они решили покинуть страну. Тем не менее, Россию они не забыли, и в период Гражданской войны отправили из Америки финансовую помощь в размере 75000 долларов.
Молокане в Российской империи были отнесены к «особо вредной ереси» и тоже не хотели нести воинскую службу, поскольку это противоречило их религиозным принципам. «Ходоки», отправленные в Америку и Канаду, давали противоречивую информацию о жизни за границей. Несмотря на это, в начале XX века в общине молокан на Кавказе было принято почти единогласное решение об эмиграции в Новый Свет.
Как известные писатели помогали раскольникам с переселением
Стоимость переезда из России в Америку составляла около 150-200 рублей на одного взрослого человека и 50 рублей на ребенка до 12 лет. Далеко не все члены религиозных общин смогли получить заграничные паспорта. Около 40% семей имели военнообязанных сыновей, поэтому им приходилось покидать страну незаконно, пересекая границу с Турцией и Персией.
Большую часть расходов на переселение иноверцев взяли на себя писатели Максим Горький, Лев Толстой, его друзья Владимир Чертков и Петр Кропоткин, купцы-старообрядцы и представители русской интеллигенции. Чтобы потратить свой гонорар на эмиграцию молокан, Лев Толстой даже решил закончить ранее отложенный роман «Воскресение».
Чем эмигранты занимались на чужбине
Русские мигранты приезжали в Америку буквально нищими. Согласно статистике за 1910-1914 годы, всего 5,3% переселенцев привезли с собой больше 50 долларов. Компактными общинами они селились в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Значительная часть молокан проживали в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. При этом многие представители русских религиозных групп долгое время отказывались принимать американское гражданство, поскольку считали себя «гражданами небесной империи».
В США действовали благотворительные фонды для иммигрантов, только за 1910 год русским переселенцам из них выделили порядка 400 тысяч долларов. Многие американцы были впечатлены книгой Джорджа Кеннана «Сибирь и система ссылки», в которой Россия представлялась чуть ли не воплощением ада на земле. По этой причине жители США считали, что на их «земле Свободы» русским требуется длительный период реабилитации.
Для переселенцев жизнь в Новом Свете действительно казалась раем. Например, ежемесячная зарплата чернорабочего в Америке в переводе на рубли составляла в среднем 70 р., а в России за аналогичную работу платили 15. Зарплата у американского каменщика была почти 200 рублей, а у русского — 50.
На рабочих из России в США был большой спрос, особенно в тех местах, где нужна была «физическая сила, да каторжная выносливость». Переселенцы не сидели без дела и быстро зарабатывали себе капитал на достойную жизнь.
Около 70% русских эмигрантов в США занимались земледелием и разведением скота, примерно 20% были рабочими, 10% выбрали сферу торговли и обслуживания.
В Нью-Йорке в то время действовала «Русско-американская колониальная компания», собиравшая и распространявшая информацию о свободных землях Нового Света с полным описанием климатических условий. Русские общины, накопившие достаточный капитал выкупали свободные участки, создавая там небольшие поселки.