«Приятель, не сердись»: в какую настолку играют люди на разных континентах
0
1,156
просмотров
В разных странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки есть игры с колоритными национальными названиями и… с подозрительно схожими правилами. Мы разобрались, что за игра скрывается за десятками разных имен.

В Германии есть почтовая марка, на которой изображена забавная семейная сцена: стол с игральной доской, ликующий сынок, багровый папа, жахнувший кулаком по столу, и мама, растерянно взирающая на обоих. Герои играют в «Приятель, не сердись» (Mensch, ärgere Dich nicht). В 1914 году комплект с крестообразным полем, кубиками и 16 фишками начал продавать мюнхенский клерк Йозеф Шмидт.

Дословно выражение Mensch, ärgere Dich nicht переводится как «Приятель, не волнуйся», но среди русских игроков прижился вариант «не сердись»

Бизнес сразу не задался: разгорелась Первая мировая и людям стало не до игр. Шмидт провернул ловкий рекламный ход — сделал 3000 дешевых комплектов и разослал их по госпиталям. Игра добралась даже до линии фронта. Когда солдаты вернулись домой, они не захотели расставаться с любимым развлечением. «Приятель, не сердись» стала одной из самых популярных настольных игр в Германии, за прошедшие годы ее приобрели более 70 миллионов семей.

Похожую историю можно услышать во многих странах мира. В клипе группы ABBA на песню The Name of the Game музыканты сидят за точно таким же крестообразным полем, на котором по-шведски написано: Fia-spel. В американском сериале «Мамаша» отец семейства увлекается парчизи, и доска выглядит очень знакомо. Французы и вьетнамцы массово «играют в лошадки», гоняя фигурки вокруг креста. В Китае, Малайзии и Сингапуре по той же доске водят самолеты и называют это «Аэрошахматами». «Ворчун» в Греции, Ludo в Англии, «Извини» в Италии. И все это одна и та же игра — индийская пачиси.

Герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата» проигрывают врагам царство в азартную игру. По некоторым версиям, этой игрой был чаупар, ближайший родственник пачиси. Если теория верна, то история «Приятель, не сердись» уходит корнями в 1-е тысячелетие до н. э. Точно известно, что в XVI веке игра уже была распространена на всей территории Индии. Большое крестообразное поле шили из яркой материи и расстилали на полу. На севере страны забаву называли чаупар и играли с продолговатыми четырехгранными костями паса. На юге вместо костей использовали ракушки каури. Там ее и назвали пачис, в переводе — «двадцать пять», максимальное число очков, которое можно выбросить на ракушках.

Иллюстрация к древнеиндийскому эпосу «Махабхарата»: принц Кауравов Духшасана срывает одежды с принцессы Пандавов Драупади, пытаясь унизить ее пред судом и людьми. У ног Драупади поле для игры в чаупар. Факт, что ключевую роль в «Махабхарате» сыграл именно чаупар, а не иная игра, не доказан: характерное поле встречается лишь на поздних иллюстрациях

Пачиси стала родоначальницей большого класса игр под названием «гонки креста и круга». Фишки в них перемещаются по замкнутому пути, завершая поход примерно там же, где и начали, само же поле имеет форму креста. Все упомянутые выше игры относятся к этому классу и имеют незначительные различия. В Ludo (от лат. «я играю») меньше клеток на доске и один кубик. В пакистанской версии фишки могут двигаться в обратном направлении, а Африке разрешается объединять фигуры в укрепленные пары. В России есть вариант игры «на сухаря»: трое игроков объединяются, чтобы не дать четвертому довести свои фишки до финиша.

«Потомки» пачиси расселились по всему миру. По ареалу распространения игра не уступает шахматам и шашкам. Каждый раз, обосновываясь на чужбине, гонки креста и круга меняли имя, примеряли местный национальный костюм, перенимали традиции нового дома. Сколько их — теперь и не сосчитать.

Пачиси

Правила современной игры значительно отличаются от древней пачиси, в которую индийцы играли с ракушками каури.

Разлинованный лист бумаги, шестнадцать фишек и игральные кости — все, что нужно для партии в пачиси

Игровое поле

Замкнутая круговая дорожка в 68 клеток разбита на четыре длинных рукава. В середине каждого рукава есть дополнительная домашняя дорожка в 7 клеток. Большой квадрат в центре поля — это дом, куда стремятся прийти все фишки. По правую руку от домашнего рукава у каждого игрока находится гнездо, из которого фишки отправляются в путь через специальную клетку. Секции, помеченные крестом, — крепости, в них фишку противника нельзя сбить.

Начало игры

Каждый из четырех участников получает по четыре фишки — они ставятся в гнезда. Игроки по очереди бросают два кубика. Чтобы ввести фишку в игру, нужно выбросить на костях 5 очков. Введенная фишка ставится на крепость, ближайшую к родному гнезду. Ее задача — обогнуть почти все поле против часовой стрелки, дойти до своей домашней дорожки и по ней перебраться в дом.

Ходы

Очки, выпавшие на костях, можно суммировать для одной фишки, а можно распределить между двумя, нельзя только разбивать их в случайном порядке. Если все очки не удается использовать в этот ход, их остаток сгорает. Выпавший дубль (одинаковые числа на костях) дает дополнительный бросок, но после трех дублей подряд фишка, ходившая последней, возвращается в гнездо и должна быть введена в игру заново. Есть тонкость: если все фишки игрока уже введены в игру, то при дубле разрешается использовать очки с обратной, противоположной стороны костей (например, выпало 6: 6 — действительны также 1: 1 и 1: 6).

Взятия

Фишка бьет фигуру противника, когда останавливается на той же клетке. Две одинаковые фишки на одном поле образуют непреодолимое препятствие — их нельзя ни сбить, ни обойти, запрещается и вставать рядом. За каждое взятие участник получает 20 очков, а за достижение фишкой дома — 10. Эти очки надо использовать сразу же, иначе они сгорят.

Крепости

Фишку, стоящую в крепости, нельзя сбить. Встать рядом с ней тоже нельзя, но пройти мимо занятой крепости разрешается.

Цель игры

Побеждает участник, который первым заведет все свои фишки в дом. Войти в дом можно, только выбросив точное количество очков (к примеру, если осталось 4 хода, то нужно выбросить 4 очка).

Тактика

Один в поле не воин, и всеми силами толкать одинокую фишку к финишу не имеет смысла. Две фишки, идущие друг за другом на небольшой дистанции, представляют серьезную опасность: они способны заблокировать путь, а в случае взятия одной из них вторая может нанести ответный удар. Иногда двум игрокам полезно объединиться, чтобы разбить строй соперника.

Ближе к финишу применяется тактика рывка. Предпоследняя крепость находится в 20 клетках от дома. В ней можно оставить одну фишку и дождаться, когда другая совершит взятие и заработает 20 бонусных очков. Их используют для безопасного прыжка в дом (сплошная линия на схеме). Фишка, прошедшая почти весь путь до дома, слишком ценна, чтобы рисковать ею на незащищенных полях.




Легко в бою: британские моряки играют в игру, похожую на Ludo, на палубе форта Монселла во время Второй мировой войны. Металлические башни на сваях с зенитными орудиями англичане строили в устьях рек Темзы и Мерси, чтобы уберечь города от вторжения с моря

В США игра известна как парчизи, ее можно встретить в клубах, кафе, парках. Американский музыкант Фрэнк Блэк упоминает игру в песне среди прочих бесполезных тинейджерских занятий.

В Марокко парчиз — едва ли не самая любимая игра, и в маленьких кофейнях Танжера бумажное поле для нее часто висит на стене в рамке под стеклом: можно снять и поиграть.

Европейцы устраивают празднества и карнавалы перед Великим постом, отмечая «жирный четверг». Вариант костюма — шляпа с «Приятель, не сердись».

У одного из приложений для игры в пачиси более десяти миллионов скачиваний на Play Market.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится