Реконкиста: Пиренейский полуостров от арабских завоеваний до Испанской монархии
332
просмотров
В 8-м веке Пиренейский полуостров завоевали арабы. Реконкиста растянулась на восемь столетий и завершилась созданием Испанской монархии в 15-м веке.

Термин «Реконкиста» появился в конце 18-го века, когда составители больших компендиумов решили как-то обозначить это явление в истории Средних веков. И до этого времени были попытки осмыслить опыт испанского прошлого: часто употребляли по отношению к этому процессу слово «возвращение» или «восстановление». Уже в 20-м столетии термин закрепился как агрессивное отвоевание занятых земель без всякого взаимодействия с культурой завоевателей. Но представление об откровенной и непримиримой вражде населения христианского и мусульман оказалось далеко неточным.

 В начале 8-го столетия, в 711 году, арабы и берберы вторглись на территорию современной Испании. Вестготское королевство и его последний король Родерик (в героическом испанском эпосе он известен как Родриго) пали под ударами завоевателей в битве на реке Гваделете. Стремительно заняв большую часть полуострова в 714 году, захватчики быстро распространили свои религиозные и общественные порядки на местное население. Этнический состав мусульманского вторжения на иберийские земли был довольно пёстрым: арабы были лишь небольшой частью огромной армии завоевателей. Принято считать, что мавры и берберы составили основной костяк сил Арабского халифата на Пиренейском полуострове.

Король Родерик в битве против мусульман.

 Север оставался неприступен. В 718 году (в некоторых источниках — 722) карательный отряд мусульман пробился к Астурии, но был встречен войском знатного вестгота Пелайо. Непокорный вождь одержал знаменитую победу при Ковадонге. Историки увидели в этом событии знак: первая победа христиан стала символом начала Реконкисты. Однако, о каком-то масштабном явлении или процессе говорить не приходилось: это было вполне обыденное выступление против новых хозяев местного населения, которое совершенно не хотело служить иноверцам.

Тем не менее мусульманские завоеватели пробивались на север: угроза нависла над королевством франков. В 720-х гг. аквитанский герцог Эд держал удар мавров, направленный на Тулузу. Позже герцог стал вести двойную игру: франкская знать стала подозревать его в изменах и сотрудничестве с «неверными». Спустя десять лет захватчики пробились в Галлию. В 732 году в битве при Пуатье майордом Франского королевства Карл Мартелл остановил стремительное продвижение мавров и арабов на север. Это сражение стало одним из ключевых событий в истории Арабского халифата. К тому времени происходит ряд изменений внутри огромной державы мусульман: Омейяды в 756 году фактически стали независимыми от халифата властителями Аль-Андалуса.

Битва при Пуатье.

 Астурия и баскские области оставались нетронутыми. Франки во время правления Пипина Короткого постепенно изгоняют берберов с территории Нарбонны.

В первые годы властвования Карла Великого франки стремятся продвинуться на территорию Аль-Андалус. Эти войны принимают затяжной характер: цикличные конфликты с сезонными экспедициями. Ярчайшее событие, которое попало в средневековый эпос — это отступление из Наварры в 778 году после крайне неудачного похода на мавров армии Карла Великого. Арьергард войска попадает в засаду в Ронсевальском ущелье. Язычники баски напали на отряд племянника Карла Великого, знаменитого Роланда. Он пал в битве.

Смерть Роланда.

C чего начиналась эта экспедиция — вопрос довольно любопытный. За год до этих событий, эмир Сарагосы, мусульманский правитель, жаждущий независимости от Омейядов, обратился к Карлу за помощью.

Походы продолжатся до тех пор, пока не будет поставлена какая-то точка. В 801 году франки берут Барселону. Они становятся хозяевами большей части Каталонии вплоть до течения реки Эбро. Карл строит укрепления на границе: так появляется Испанская марка. Безусловно, император Запада сделал серьёзный задел в спасении христианских монархий Пиренейского полуострова. Графы Кастилии и короли Астурии будут благодарить Карла Великого.

Реконкиста: рождение Испанской монархии

 Период между 8-м и 9-м веками нельзя в полной мере назвать временем тяжких последствий завоевания Иберийского полуострова. Арабизация несколько опережала исламизацию в этом регионе. Частыми были смешанные браки между христианским населением и мусульманами. Пиренейская знать также вступала в династические связи с новыми хозяевами Иберии. Молодёжь не читала на латинском, но с увлечением изучала арабский язык. С течением времени власть в эмирате менялась (в 11-м веке укрепилась династия Альморавидов, а спустя около ста лет появились новые правители — Альмохады), а также менялись и порядки. Акцент на религию стал более существенным.

Собственно, 11−13-й век — важнейший этап пиренейской Реконкисты. Испанцы именовали этот период в литературе как «Великие завоевания Кастилии и Арагона». Старт движению дают три государственных образования — королевство Астурия, королевство Наварра и Испанская марка.

Битва христиан с маврами.

 Астурия перемещает свою резиденцию в город Леон, а к востоку от него отделяется своеобразный сателлит — графство Кастильское со столицей в городе Бургос. Испанская марка породит Арагон и Барселонскую марку. Во второй половине 11-го века на северо-западе Пиренейского полуострова в устье реки Дуэро возникнет графство Опорту (графство Португалия).

Во второй половине 11-го века король Леона Альфонсо VI принял военную помощь от множества южно-французских рыцарей. Бургундцы Раймонд и Анри остановили продвижение мавров на берегах реки Дуэро. Король Леона даровал южно-французским союзникам земли вокруг города Опорту. После смерти Раймонда, бразды правления взял его младший брат Анри. Его сын Альфонсу Энрикеш в первой половине 12-го века стал первым королем Португалии. Первые успехи Реконкисты связаны именно с Португалией. На юге появилось первое епископство Каимбра.

Объединение во второй половине 11-го века королевства Леона и графства Кастильского дало свои плоды: в 1085 году кастильцы взяли древнюю столицу вестготов Толедо в свои руки.

Памятник Альфонсо VI.

 Это событие было отмечено циклом рыцарско-христианских легенд, составлявших часть испанского героического эпоса. Одна из самых популярных — «Легенда о негасимой лампаде». Согласно ей, последний король вестготов Родриго, прежде чем покинуть столицу своего королевства Толедо, замуровал образ Толедской богоматери в крипте собора, накрыл своим щитом и зажег лампаду. В 1085 году кастильцы, ворвавшись на улицы Толедо, взломав эту крипту, увидели чудное зрелище — образ мадонны соседствовал с тлеющей лампадкой.

Важно отметить, что у Реконкисты появляются свои духовно-рыцарские ордена, которые являются локомотивами борьбы с маврами.

В 1118 году арагонцы отметили взятие Сарагосы. Арагон контролировал всю территорию Барселонской марки. Его владения росли вдоль средиземноморского побережья. Валенсия и Барселона — главные порты королевства.

Кастилия контролировала центр Пиренейского полуострова. Толедо — столица бурно развивающейся монархии (Мадрид в то время — деревня).

1212 год — грандиозная победа христиан у Лас Навас де Толоса. Её можно было бы сравнить с Куликовской битвой (только для испанцев). Силы Кастилии и Арагона завершили разгром мелких мусульманских княжеств, которые время от времени получали помощь с Африканского материка в лице берберов и мавров, принявших ислам. Но битва проиграна мусульманами. Они фактически отдали кастильцам весь юг Испании, Севилью и области Андалусии. Житница Пиренейского полуострова оказалась в руках христианских монархий.

Реконкиста.

 Португальцы также не отставали: в 1136 году король Альфонсу Энрикеш в битве у местечка Орики взял в плен пять эмиров (по числу этих эмиров красуется пять щитов на гербе Португалии). В 1147 году отряды португальского графства и крестоносцев берут Лиссабон.

Судьба мавританских правителей Испании была решена: это уже был вопрос времени.

В 1492 году был завоёван последний осколок некогда могучего халифата — Гранадский эмират. Кастилия и Арагон слились в единое королевство Испания.

Реконкиста и Испанская монархия: общество

 В ходе Реконкисты сложилась уникальная пиренейская модель общественной и христианской организации. Было всего два основных компонента этой организации.

Город фактически оставался не затронут этой Реконкистой, поскольку в городе изначально имелся весьма незначительный мусульманский элемент. В городах проживало очень много как крещеных мавров, так и христиан, принявших ислам.

Сельские общины, особенно в первые столетия Реконкисты, организовывалась как колонии.

Опора следует на изначальные базовые ячейки, замковые округа, которые подчиняются местным графам. Графы, в свою очередь, отвечают перед королём.

Местная социальная структура почти повсеместно соответствовала трёхчастной композиции. В первую очередь, это высшая элита, знать, которая в ходе Реконкисты умножает свои личные владения. Далее — идальго, мелкопоместные дворяне, служилая прослойка испанского населения.

И, конечно же, горожане. Вплоть до 15-го века удельный вес городских общин крайне мал и серьёзным образом не сказывается ни на политическом климате, ни на социальных структурах. Положение резко изменилось в конце 15-го столетия по мере увеличения торговой активности.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится