Талантливый художник и основатель нового стиля
Ричард Дадд родился в Чатеме, графство Кент, в семье краснодеревщика и художника. Отец рано заметил способности своего сына и всячески способствовал их развитию. В 1837 году двадцатилетний Ричард был принят в Королевскую Академию художеств.
В 1841 году Дадд написал «Спящую Титанию», картину, с которой связывают возникновение нового художественного жанра – викторианской сказочной живописи. Это направление развивала группа художников, называвшая себя «Клика». В нее входили, помимо Дадда, Август Эгг, Альфред Элмор, У.П. Фрайт и другие. Интересно, что движение «Клики» было направлено на слом «ретроградных традиций Академии художеств, не соответствующих традициям современного искусства», взгляды Дадда, таким образом, схожи с тезисами появившегося позже в России «Товарищества передвижных художественных выставок». «Клика» развивало идеи готики романтизма, готики, основывая свое искусство на фольклоре и творчестве новых писателей, в том числе Льюиса Кэрролла, чьи книги об Алисе имели в ту пору большой успех у читателей.
Позже викторианская сказочная живопись надежно укрепит позиции, став стилем для оформления иллюстраций к книгам.
Сумасшествие, убийство отца и заключение в Бедлам
«Спящая Титания», продемонстрированная на выставке Королевской Академии художеств в Лондоне, привлекла внимание многих посетителей, и с ними лорда Томаса Филлипса, который оказал финансовую поддержку Ричарду Дадду для его путешествия на Ближний Восток и в Египет.
В 1842 году молодой художник отправился в эту поездку, и во время плавания по реке Нил, будучи не в себе, вдруг вообразил себя воплощением бога Осириса.
Произошедшее сначала сочли последствиями солнечного удара, но приступы, во время которых Дадд терял контроль над собой, повторялись, и в 1843 году он был признан невменяемым. Отец Ричарда отказался отправить сына в заведение для душевнобольных, оставив его на попечении семьи, и это стоило ему жизни. В том же году молодой художник, приняв в своем бреду отца за воплощение сатаны, убил его ножом, после чего скрылся, по некоторым данным, убив при этом еще одного человека, прежде чем был схвачен полицией в Париже.
Дальнейшая судьба Дадда связана с жизнью в психиатрических лечебницах – сначала так называемой Бедламской (Бетлемской) больнице, а затем в Бродмуре. Вероятно, он страдал от шизофрении, хотя некоторые современные специалисты допускают и другие диагнозы, например, биполярного расстройства личности. В общей сложности Дадд провел в больничных заведениях около сорока лет, на протяжении которых не переставал творить.
Бетлемская больница отличалась крайне прогрессивным для того времени подходом к лечению душевнобольных. К ним не применяли обычных средств физического воздействия, ранее считавшихся эффективными, условия жизни были довольно гуманными, к тому же пациентам, как видно на примере Дадда, была предоставлена возможность творить. Работы художника очень ценил доктор Дж. Г. Хейден, в чьем управлении находилась больница, он даже заказывал Ричарду произведения, которые после передавал в галерею Тейт в Лондоне. Как, например, картину «Мастерский замах сказочного дровосека», которую Дадд писал на протяжении девяти лет.
Эта работа, при своей незавершенности, которая бросается в глаза на переднем плане картины, производит впечатление объемной, трехмерной. На нее невозможно просто бросить взгляд, странные существа и общий сюжет, объединяющий много мелких непонятных деталей, сами вынуждают зрителя рассматривать и размышлять. Почему персонажи так увлеченно смотрят на орех, который вот-вот разлетится под ударом мощного каменного топора? Сам художник работал над картиной настолько тщательно, что пользовался увеличительным стеклом, а для глубины восприятия написал стихотворение, в котором описал каждого из изображенных на холсте.
Картина в свою очередь стала источником вдохновения для композиторов и писателей, о ней упоминается, в частности, в романе Роберта Ранкина «Чисвикские ведьмы».
Другая знаменитая работа Дадда, придуманная им и созданная уже в больнице – «Детская задача», где сразу многие детали завораживают и даже пугают. Ребенок с кажущимся безумным взглядом, нож на столе (а именно ножом Дадд убил своего отца!), изображения трех женщин, ни одна из которых не смотрит на ребенка, и позиция на шахматной доске, мат в два хода. По мнению большинства исследователей, смысл сюжета сводится к тому, что само существование становится для ребенка ужасным испытанием, неразрешимой задачей.
Картины Дадда всегда полны скрытых на первый взгляд связей и закономерностей, та же «Детская задача» проводит параллель между противодействием на шахматной доске фигур белого и черного цвета и борьбой представителей черной расы с белыми поработителями. На последнее указывают две фигуры на заднем плане – изображенная в виде раба в кандалах и созданная из мрамора статуя.
Ричард Дадд умер в 1886 году в возрасте шестидесяти восьми лет, а его работы разошлись по галереям и частным коллекциям. Картины гениального отцеубийцы, как и его биография, вдохновляли и вдохновляют и писателей, и драматургов, не говоря о собратьях-художниках.
На одной из современных выставок работ Дадда был озвучен тезис о том, что несмотря на невменяемость художника с медицинской точки зрения, картины его никогда не являются бессмысленными. Вероятно, это и есть признак великого таланта, не подвластного ни времени, ни болезням.