Рихард Герстль: художник, который видел окружающую действительность в мрачных тонах, но от этого она не потеряла своей загадки и очарования
534
просмотров
Рихард Герстль, знаменитый своими экспрессионистскими автопортретами, мог бы сделать огромный вклад в мировое искусство, если бы не его ранняя кончина.

Друзья творческих людей, которым исполняется 27, часто шутят в праздничных тостах: «Только не входи в «Клуб 27», намекая на странную череду смертей большого количества музыкантов. Роберт Джонсон, Курт Кобейн, Эми Уайнхаус, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Джимми Хендрикс словно сговорились умереть в 27 лет. Чаще всего причиной было самоубийство.

Кажется, австрийский художник Рихард Герстль (Richard Gerstl, 1883−1908), живший в конце XIX столетия, предвидел эту модную тенденцию. Двумя годами ранее своего 27-летия он встал перед зеркалом, надел на шею петлю и повесился.

Рихард Герстль | Portrait of Alexander von Zemlinsky, 1907; Семья Шёнберг, 1908 и Nude in the Garden, 1907
Рихард Герстль | Portrait of a young woman with feather hat, 1906 и Self-Portrait in front of Blue-Green Background, 1907
Рихард Герстль | Seated Woman, Nude, 1908 и Semi-Nude Self-Portrait, 1902-03
Рихард Герстль | Small Self-Portrait, 1907-08

Герстль оставил после себя 66 картин и восемь рисунков. Они находятся в музеях Вены и частных собраниях. Рихарда называют «австрийским Ван Гогом». Художник знаменит своими автопортретами в экспрессионистском стиле, 11 из которых выставлены в галерее Neue Galerie, символическими образами, интимными сценами в пастельных тонах и технике пуантилистов.

Лица на его картинах превращаются в расплывчатые маски, фоном становится хаотичная абстракция. Критики часто сравнивают его работы с де Кунингом и Бэконом. Также говорят, что если бы не ранняя смерть, Герстль смог бы изменить течение европейской живописи.

Рихард Герстль | Selbstbildnis (Akt in ganzer Figur), 1908

Последний автопортрет Selbstbildnis (Akt in ganzer Figur), написанный 12 сентября 1908 года, показывает нам обнаженного художника с липкими разводами на теле и окрашенными в коричневый цвет половыми органами. Некоторые ценители искусства называли это полотно «последним вздохом самоутверждения», другие считали его порождением внутренних демонов и маниакально-депрессивного психоза. Но были и такие, кто видел в этой работе репетицию самоубийства, так как человек на холсте больше напоминает труп.

Эта картина маслом 140,5 на 119,5 см хранится в Музее Леопольда. Говорят, что синий фон словно отзывает зрителей к автопортрету 1902 года.

Интересен еще один автопортрет, сделанный за год до смерти. Это жутковатая картина «Автопортрет. Смех» (Self-Portrait, Laughing 1907).

Рихард Герстль | Автопортрет. Смех, 1907

Пожалуй, ее можно назвать одной из самых растиражированных картин Герстля. По стилю полотно напоминает танец импрессионизма с экспрессионизмом. Ярко переданная эмоция переплетается с размытой техникой и нарочито крупными мазками. Кстати, художник очень любил изображать себя в разных образах: то в стиле денди, то панка.

Рихард Герстль был типичным «богатым мальчиком». Его состоятельные родители хотели дать сыну отличное образование, но тот из-за скверного характера, несдержанности и дисциплинарных вольностей был исключен из престижной венской средней школы. Затем Рихард поступил в Венскую академию изящных искусств, решив стать художником. Это решение не слишком понравилось его отцу, который хотел передать сыну свои дела.

Но и из Академии избалованного парня быстро исключили. Виной снова был неприятный характер ученика. Студент критиковал стандарты Венского Сецессиона и пытался рисовать в своем эксцентричном стиле. Так и не получив образования, художник всё же продолжил свои творческие поиски и занялся самообразованием. Он писал пейзажи и портреты, увлекался фрейдизмом.

Через два года Герстль вернулся в Академию и поступил на курс к более лояльному преподавателю. Генрих Лефлер был театральным художником и иллюстратором, который помимо преподавания разрабатывал оформление банковских банкнот, рекламных плакатов, иллюстрировал сказки братьев Гримм и так далее. Но и демократичность Лефлера по отношению к стилю живописи своего студента не помогла юноше получить диплом. В 1908 году, незадолго до смерти, он снова ушёл из университета, так как не захотел принимать участие в параде в честь императора.

Рихард Герстль | Двойной портрет Матильды и Гертруды Шёнберг, 1906

Нельзя не упомянуть картину «Двойной портрет Матильды и Гертруды Шёнберг» (Double portrait of Matilda and Gertrude Schonberg, 1906), так как эта работа имеет отношение к смерти художника. На полотне изображены жена и дочь композитора Арнольда Шёнберга. Мужчины познакомились в 1905 году, благодаря чему сбылась давняя мечта Рихарда заняться музыкой. Шёнберг и Герстль очень положительно влияли друг на друга: композитор давал художнику уроки музыки, а художник композитору – рисования. К сожалению, в эту мужскую дружбу вклинилась роковая любовь. Жена Арнольда Матильда сначала ушла из семьи к живописцу, а затем бросила и его, вернувшись к мужу и детям. Такого «двойного разрыва» − с близким другом и с любимой женщиной – Рихард Герстль пережить не смог. 4 ноября он предусмотрительно сжёг все свои личные бумаги, а после этого повесился перед зеркалом.

Жизнь Рихарда Герстля была мрачной и трагичной. Но это не помешало ему внести значительный вклад в развитие австрийского экспрессионизма. Он подарил живописи уникальный стиль, стал примером в творческом плане для многих художников XX века, а главное – не побоялся выпустить «внутренних демонов» на холст, благодаря чему родились уникальные и очень эмоциональные картины. Каждый смотрит на мир через собственные линзы, Герстль видел окружающую действительность в мрачных тонах, но от этого она не потеряла своей загадки и очарования.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится