У французского короля Карла VI, согласно легендам, был такой рог, как и у Лоренцо Медичи, да и датские правители восседали на троне, вырезанном из рогов единорогов. У королевы Елизаветы I также был рог, который она использовала в качестве скипетра. Рога единорогов ценились не только за их красоту, редкость и как знак чрезвычайного богатства. Считалось, что это мощная защита от болезней и ядов.
Как появились легенды о единороге
Для животного, которого никогда не существовало, единорог был действительно популярным. В древних мифах Индии и Китая упоминаются животные, похожие на единорога. Существуют также рассказы, привезенные греческими путешественниками из Индии и других отдаленных земель.
Самое раннее упоминание о единорогах принадлежит греческому историку Ктесию, который примерно в 400 г. до н. э. описывал крупное гибкое животное с белым телом, темно-красной головой и длинным рогом на лбу. Примерно сто лет спустя в переводе Ветхого Завета слово re'em, обозначающее рогатое животное, было расшифровано как «единорог» (хотя современные переводчики предпочитают термин «зубр», вымерший вид крупного рогатого скота).
Плиний Старший писал в первом веке нашей эры, что единорог – это «самое свирепое животное», которое невозможно поймать живым. Оно имеет тело лошади, голову оленя, ноги слона, хвост кабана и один черный длинный рог посередине лба.
Целебные свойства
С самого начала в рассказах о единороге подчеркивались их целебные и очищающие свойства. Это продолжалось на протяжении многих веков. Примерно в третьем веке нашей эры греческий мыслитель Филострат писал, что «индейцы делают из этого рога чашки для питья, обладающие такой силой, что человек, пьющий из них один раз, не будет болеть, и не почувствует боли в случае ранения, и даже не пострадает от ядов».
К 12 веку немецкая монахиня Хильдегард из Бингена, которая была известна своими святыми видениями, рекомендовала пасту из печени единорога и яичного желтка в качестве лекарства от проказы. Шкуру единорога также рекомендовали использовать для изготовления сапог и поясов, отчасти для профилактики величайшего бедствия Средневековья – чумы.
Вера в целительные силы единорога была особенно сосредоточена на его таинственном извилистом роге. Считалось, что в охоте на единорога должна была принимать участие девственная девушка. Только она могла приманить животное к себе и отобрать у него рог, пока единорог спал у нее на коленях.
Что продавали под видом рогов единорогов
Конечно, ни одна из подобных охот не была успешной. Рога, которые легковерным людям представляли как единорожьи, добывали во время охоты на носорогов, либо же находили окаменелые бивни мамонтов. Однако чаще это были рога нарвалов, на которых охотились викинги в Северной Атлантике. Викинги собирали спиральные клыки нарвалов и продавали их торговцам, которые либо не знали, либо не заботились об их истинном морском происхождении.
Как использовали средство
Порошок, который получали из так называемых рогов единорогов, можно было использовать в разных формах. К примеру, его наносили на укусы собак и другие раны, а также употребляли для лечения чумы, подагры и других заболеваний. Влиятельный немецкий врач Иоганн Шредер рекомендовал его для лечения детской эпилепсии. И хотя в то время уже существовали первые скептики, среди которых были и врачи, аптекари широко использовали «рога единорогов» в своих зельях.
Хотя целый рог единорога могли позволить себе купить только богатые люди, в виде порошка он был доступным средством для рядовых граждан. Это происходило в основном потому, что в измельченном состоянии вместо рога можно было легко продать другие вещества: копыта лошади или окаменелости.
Оружие против знати
В Средние века и в эпоху Возрождения короли и дворяне особенно боялись отравления, так как стремились сохранить свои должности, не говоря уже о жизни. Такое коварное преступление требовало чрезвычайных мер защиты: европейская королевская семья, к примеру, использовала различные детекторы ядов, включая рубины, безоаровые камни и когти грифона, однако рог единорога также был излюбленным материалом для защиты от отравления.
Скептики и поклонники
Хотя некоторые писатели-медики, такие как знаменитый французский хирург Амбруаза Паре, скептически относились к силе рога единорога, многие другие верили в его свойства. Итальянский ученый и натуралист Андреа Баччи писал о силе рога в 1573 году. Он рассказал историю о человеке, который съел отравленную вишню, но был спасен рогом единорога, растворенным в вине. Он также описал эксперимент, в котором двух голубей кормили мышьяком, но тот, который проглотил несколько соскобов с рога единорога, выздоровел и выжил. Другой умер через два часа после введения токсина
Однако к началу 17 века мифы о единороге начали бледнеть. Европейские путешественники вернулись их Антарктики с рассказами о живом нарвале, а дальнейшие миссии на другие континенты опровергли истории о существовании единорогов, поскольку ни одно такое животное никогда не было замечено.