Самая сокровенная христианская тайна: кто был отцом Иисуса Христа?
461
просмотров
В канонических Евангелиях содержится крайне сложная проблема: они однозначно заявляют о девственности Марии в момент зачатия Иисуса, а также Иосифе (вероятно) не являющемся Его отцом.

И без того сложная ситуация лишь осложняется евангельскими ссылками на «братьев и сестер» Иисуса (в особенности Иаковом, которого называют не иначе как «братом Христа»). А также тем фактом, что сам Иисус недвусмысленно описан Иоанном и Марком не иначе как «сын Иосифа» и «сын плотника».

Но кто же был настоящим отцом Христа, если прямого указания на это нет?

«Святое семейство с Ангелом». Полидоро да Ланчано, 1540 год.

Многочисленные христианские деятели, вплоть до V века, упорно пытались объяснить, каким же образом Иисус мог быть и «Сыном Божьим» и «сыном Иосифа» одновременно.

Первое решение, столь сложной ситуации, было предложено в апокрифическом «Евангелие от Якова», созданном во II веке и рассказывающем о детстве и юности Девы Марии, а также других ранее неизвестных событиях.

Примечательно, что само Евангелие хоть и легло в основу многих христианских традиций, было включено в список запрещенных книг уже к V веку.

В первоначальных Евангелиях никогда не говорится о возрасте Иосифа, но автор апокрифа описывает его как старика, избранного жребием (то есть Богом) для наблюдения за Девой.

«Святой Иосиф с младенцем Иисусом». Гвидо Рени, 1635 год.

Братья Иисуса представлены как дети Иосифа от более раннего брака. А солидный возраст и праведность вполне объясняют сам факт непорочного зачатия.

«Я (Иосиф) принял ее жребием, (Марию) как мою жену, и она еще не моя жена, но она зачала Святым Духом...».

Апокриф был крайне популярен, но вполне допускал возможность весьма близких отношений Марии и Иосифа после рождения Иисуса.

В особенности в связи с упомянутым в нем «она еще не моя жена... (и не известно что далее)».

«Свадьба Богородицы». Лука Джордано, 1688 год.

Несколько веков спустя развилось учение о том, что Мария была девой не только во время зачатия и рождения Христа, но и в течение всей ее жизни, что привело к запрету любых упоминаний о древнем тексте.

Дальнейшее развитие, столь сложная ситуация, получила в V веке, когда была создана «Апокрифическая история Иосифа плотника». Где Иосиф представлен в виде старика возрастом 90 лет (канонически не существует ни каких указаний на его возраст), вдовца с четырьмя сыновьями и двумя дочерями. В семье которого и живет двенадцатилетняя Мария, занимающаяся воспитанием младшего сына Иакова.

Сам Иосиф умирает в возрасте 111 лет, а большую часть истории составляют утверждения о вечной девственности Марии.

Один из Отцов Церкви Епифаний Кипрский в своем труде «Панарион», содержащем обличение множественных ересей, также сообщает о том, что:

«Иосиф родил Иакова и его трех братьев и двух сестер... Иаков и его братья и сестры не были детьми Марии, но были детьми Иосифа от предыдущего брака...»

После смерти первой жены Иосифа, много лет спустя, когда ему было восемьдесят, он и взял в жены Марию (мать Иисуса)....

Фрагмент картины «Святое семейство со Святым Духом».

После того, как учение о непорочном зачатии и непричастности к нему Иосифа было окончательно обосновано апокрифами и трудами известных богословов, к обсуждению этой щекотливой темы предпочитали больше не возвращаться.

Ваша реакция?