Североамериканский гамбит Диего Риверы: грандиозный скандал вокруг фрески, не утихающий более 80 лет
А резонансная статья в газете New York World-Telegram об этом настенном произведении художника, с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет» - в те годы была равносильна взрыву атомной бомбы. Дискуссии вокруг этого события не угасают уже на протяжении более восьмидесяти лет.
Диего Ривера (1886-1957) - мексиканский живописец, монументалист, политический деятель левого толка, муж знаменитой художницы Фриды Кало, стоял у истоков нового направления в мексиканском монументальном искусстве: мураль.
С трех лет маленький Диего разрисовывал не только все альбомы, но и стены комнат. А с десяти лет основательно начал заниматься живописью, поражая учителей серьезным отношением к творчеству и незаурядным талантом. Затем была учеба в художественной академии в Мехико, и учеба Европе, где прожил около пятнадцати лет, переезжая из страны в страну.
Революция, начавшаяся в 1910 году в Мексике, к 1917 году заняла крепкие позиции. В стране была принята конституция, и часть земли была роздана крестьянам.
Ривера в начале 20-х, вернувшись в Мексику, был полностью увлечен новым строем в своей стране, в которой начались разительные перемены: прогрессивная конституция давала право народу на образование, открывались школы, библиотеки.
В те годы в Мексике возникает искусство нового направления - мексиканский мурализм, которое было понятное и близкое простому народу. В это направление и был вовлечен Диего Ривера. По государственной художественной программе он вместе с другими художниками, вдохновленными идеей революции, начал расписывать общественные строения фресками, которые отображали достижения страны.
В это время Диего выработал собственный уникальный почерк в монументальной живописи: обобщенный реализм. В этом стиле он выполняет серию фресок в Национальном дворце в Мехико. В этих настенных росписях свое отражение нашла многовековая история страны, в которой переплелись судьбы давно исчезнувших и нынче проживающих народов. Мастер соединил воедино реальность бытия и фантазию, археологические и этнографические детали, народные сказки, людей и божественных созданий.
Фреска «Индустрия Детройта»
К началу 30-х годов Диего Ривера стал известнейшим художником-муралистом Мексики, который всем своим творчеством открыто заявлял о своей принадлежности к борцам за права пролетариата.
Но несмотря на политические взгляды Риверы, он был приглашен в США промышленным магнатом Генри Фордом для монументальных росписей в Детройте. Своей настенной фреской «Индустрия Детройта», а в частности ее фрагментом - «Вакцинация», муралист спровоцировал бурю протеста прессы и церквей. Так как затронул аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова. Скандал подогрел интерес публики и в первый день открытия на нее пришло посмотреть около десяти тысяч человек. В итоге это резонансное событие принесло Детройту немалую славу.
Фреска, которой не суждено было существовать
Следующий крупный заказ Диего Риверы в США - роспись главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке. Его конкурентами по разработке этого проекта были Анри Матисс и Пабло Пикассо. Но эскиз монументальной композиции Риверы под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» вызвал больший интерес у заказчика. По задумке художника центральной фигурой должен был быть человек, контролирующий все стихии.
Но в процессе работы Диего свою мураль превратил в перенасыщенную образами систему миропорядка, где..." два полюса — мир капиталистический и социалистический — разделены эллипсами, заполненные изображениями. В правой части мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части композиции — иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица."
За неделю до торжественного открытия, назначенного на 1 мая 1933 года, в прессе появляется скандальная статья под заголовком: «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет», взбудоражившая общественность Нью Йорка. В ответ на обвинения прессы Диего перевоплощает одну из фигур композиции в образ В.И.Ленина. После чего конфликт достиг апогея: изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира - это было нечто невообразимое.
Все переговоры между Риверой и заказчиком ни к чему не привели. Тогда Нельсон Рокфеллер распорядился насильно отстранить художника от работы, выплатить ему часть гонорара в размере 14 тысяч долларов, а саму фреску закрыть защитным экраном, судьба которой решалась почти год. А в феврале 1934 года фреска была уничтожена: стерта в порошок. Но именно в тот момент это творение выдающегося муралиста приобрело символическое бессмертие.
Люсьен Блош, одна из помощниц Риверы, изловчившись успела сфотографировать фреску в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года. Это те кадры, по которым сегодня можно оценить ее композицию, сюжет и содержание.
На этом карьера Диего Риверы в США закончилась.
В том же 1934 году Ривера заключил договор с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико, где художник воссоздал нью-йоркскую работу, лишь добавив изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона.
Конфликты, возникавшие вокруг произведений Риверы, в большей части провоцировались и управлялись самим скандальным художником. «Я хочу, чтобы мое искусство стало оружием», — говорил художник.
Неуемная энергичность и работоспособность Риверы вызывали восхищение. Он находил силы и время и на воплощение грандиозных творческих проектов, и на общественную деятельность, и на педагогическую работу, и на бурную личную жизнь...