Луис Тиффани открыл для Америки стиль ар-нуво
На рубеже смены веков, во Франции, которая всегда была законодательницей мод в искусстве, возникло направление ар-нуво, которое бросило вызов классическому стилю. Началось все с выставки японского искусства в Париже. Японские мастера всегда руководствовались в своих работах гармоничным сосуществованием человека с окружающей природой, бережно изображая идеальную красоту различными художественными средствами.
Направление ар-нуво исключало резкие, ломаные линии, острые углы. Все линии должны были быть плавными, составлять изящные узоры. Мастера направления ар-нуво работали исключительно с естественными природными цветами и оттенками. Абсолютно неприемлемыми были кричащие, яркие цвета.
Ювелиры создавали настоящие шедевры, используя полудрагоценные камни, эмали и даже поделочные камни. Бриллианты, рубины, изумруды использовались лишь для того, чтобы расставить в работах необходимые авторам акценты.
Новое художественное направление быстро распространялось в разных странах Европы и даже за океаном, в Америке. Наиболее ярким мастером, работающим в новом стиле, в США стал Луис Комфорт Тиффани. Он был сыном Чарльза Льюиса Тиффани, который основал один из самых известных ювелирных домов в Америке, и за которым закрепилось прозвище «Король бриллиантов».
Своего сына Ч. Тиффани отправил учиться художественному искусству в Париж. Наследник доходного дела много путешествовал по Европе, особенно нравилась ему Испания. Луиса Комфорта привлекала также экзотическая Северная Африка. Во Франции Л. Тиффани становится преданным поклонником стиля ар-нуво. Его вдохновляют также работы прерафаэлитов, особенно У. Морриса. Во время обучения, Луис Комфорт, очарованный старинными витражами церквей, выбирает для себя работу со стеклом.
Опираясь на классические технологии производства витражей, Л. Тиффани начинает создавать подлинные шедевры, воплощая в них основные принципы ар-нуво.
Новаторские изобретения Тиффани в витражном искусстве
Витражи – древнее искусство. Они украшали храмы, создавая необходимую атмосферу торжественности и вызывая у прихожан возвышенные чувства. Увидев однажды витражи собора в Шартре, Луис Тиффани решил всю свою жизнь посвятить делу изготовления чудесных картин из кусочков стекла.
Мастера, которые занимались витражным промыслом, для соединения элементов пользовались тяжелыми и громоздкими свинцовыми прутьями. Луиса Комфорта Тиффани это не устраивало. Он придумал, как облегчить каркас для стекла. Вместо огромных прутьев, Тиффани решил использовать медные полосы, которыми оборачивали каждый кусочек стекла, соединяя их сначала воском, а затем, с помощью олова, закрепляли их друг с другом пайкой.
Медные контуры покрывались позже особой патиной – медной или черной. Каркасы, изготовленные по методу Тиффани, были легкими и гибкими, что позволяло делать витражи со множеством мелких деталей, формуя необходимые мастеру конфигурации. Иногда Тиффани объединял старые и новые технологии.
Создание витражей – дело чрезвычайно трудоемкое и длительное, поэтому такие украшения для дома могли позволить себе лишь очень богатые американцы. Каждый витраж, изготовленный в мастерской Тиффани, был неповторимым произведением искусства. Над их созданием трудились около 300 человек разных специализаций: стеклодувы, дизайнеры и художники.
Луис Тиффани изобретает новое стекло
С двумя компаньонами, Л. К. Тиффани в 1879 году открыл фирму, которая занималась оформлением домов богатых американцев. Специалисты фирмы создавали дизайн интерьеров, делали собственную эксклюзивную мебель, роскошные авторские витражи. Фирма даже выполняла заказ на оформление интерьеров Белого дома.
Однако, через четыре года Луис Тиффани уходит из фирмы и создает собственную мастерскую, приняв решение работать только со стеклом. Основной продукцией новой мастерской стали витражи. Однако, вскоре она стала производить и великолепные настольные лампы, вазы, бокалы, бутылки, чернильницы.
Для воплощения своих художественных проектов, Тиффани совершенствует не только технологии создания витражей, но и применяет новые виды стекла: «пламенеющее», опалесцентное, иризирующее, складчатое. Для церковных витражей Луису Тиффани удалось воссоздать технологию производства стекла, подобного готическому.
Иризирующее стекло называют еще переливающимся. В изделиях оно играет всеми цветами радуги. Для этого, в процессе производства, еще горячее стекло посыпают мелкими частицами металла.
Замутненным стеклом называют опалесцентное. Оно получается при добавлении в материал для производства обычного стекла женной кости или олова.
Люстрированное или «пламенеющее» стекло невероятно эффектно насмотрелось в изделиях Тиффани. Это было его авторское изобретение. Для создания такого стекла использовались оксиды разных металлов, а также сами металлы в порошковом состоянии.
Складчатое стекло получалось в результате определенной деформации еще горячего стекла, при которой создавался эффект драпировки.
Тиффани много экспериментировал с цветом стекла, добиваясь естественных, природных, но ярких и сочных оттенков.
Популярные и дорогие светильники Тиффани
Невозможно представить творческое наследие Луиса Тиффани без изящных, невероятно красивых светильников. Они представляют собой настоящие образцы дизайнерского искусства. Каждый светильник имеет собственную индивидуальность, напоминая мини витраж.
Работы Л. Тиффани неоднократно отмечались наградами престижных Международных художественных выставок. Они стали показателем безупречного и утонченного вкуса владельцев этих шедевров. Самыми распространенными узорами оформления светильников были ракитник, стрекозы, листья лотоса.
Долгое время считалось, что оригинальные орнаменты для оформления ламп придумал сам Луис Тиффани. Но, как оказалось, большинство из них (около тридцати) разработала сотрудница мастерской Клара Пирс Уолкотт. Однако, это не умаляет заслуг Л. Тиффани. Именно благодаря его новаторской технике скрепления кусочков в витражах, а также созданию невероятно красивых цветных стекол, стало возможным производить эти великолепные лампы, придавать им нужный объем и украшать интересными узорами.
В оформлении абажуров ламп использовались очень мелкие фрагменты стекла. Свет электрических ламп причудливо преломлялся в них, рассыпаясь тысячами мелких искр.
Качество изделий мастерской Тиффани было невероятно высоким, поэтому продукция была всегда востребованной. Популярна она и в настоящее время. Цены на оригинальные светильники стартуют от миллиона долларов.
Все работы Л. Тиффани выполнены в стиле модерн. Имя этого автора прочно ассоциируется с американским ар-нуво. А европейский модерн невозможно представить себе без Рене Лалика, Альфонса Мухи, Жоржа Фуко, Люсьена Гайара.