В чем особенности стиля Ар Нуво в ювелирных украшениях, которые просто обожала великая Сара Бернар
645
просмотров
Плавные волнистые линии; максимально естественные, неброские цвета; красивейшие растения и животные, затейливо переплетающиеся в изящном узоре. Так можно охарактеризовать художественный стиль, появившийся во Франции на рубеже XIX и XX веков, ставший невероятно популярным в мире и просуществовавший совсем недолго – ар-нуво. Воцарившись в искусстве, он призван был заставить людей восхищаться красотой природы и женщины, испытывать эстетическое наслаждение.

Что такое стиль ар-нуво

Что такое стиль ар-нуво Интерьер и мебель в стиле ар-нуво

В середине 90-х годов XIX века в искусстве возникло новое направление, которое в разных странах имело свое название – модерн, тиффани, стиль Сецессион, югендстиль, либерти. Во Франции, на его родине, этот стиль получил название ар-нуво – новое искусство.

Новаторство заключалось в отказе от острых углов и резких ломаных линий. Все линии были плавными, затейливо изогнутыми. Негласный запрет налагался на яркие, кричащие цвета и резкие контрасты. Нежные, природные цвета, наоборот, приветствовались.

Природные формы в украшениях ар-нуво.

Ценность материала отошла в ар-нуво на второй план – главным становилось мастерство исполнения, замысел автора. В ювелирных изделиях бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды уже не были в центре внимания, когда драгоценные металлы и другие, менее ценные камни, служили им фоном, оттеняя их красоту. Дорогими камнями подчеркивались задуманные автором акценты в изделиях.

Особенной популярностью у ювелиров и модниц стали пользоваться: жемчуг, бирюза, опал, агат, гранат, а также серебро, кость, рог, цветные эмали.

Колье с глицинией Филиппа Вольферса.

Классическая роза, которая была любимой моделью ювелиров прошлого, уступила место экзотическим хризантемам, чертополоху, лилиям, кувшинкам и ирису. Вместо привычных живописных изящных ласточек появились причудливые павлины, цапли, туканы, сороки. Загадочности и необычности произведениям ар-нуво придавали драконы, змеи, лягушки, улитки, олени, лебеди, женщины-стрекозы, нимфы. Все было подчинено желанию автора создать атмосферу загадочности, сказочности, таинственности.

Вдохновение мастера черпали в окружающей природе, пытаясь повторить в своих работах ее идеальную, чарующую и манящую красоту.

Многогранный талант Рене Лалика

Многогранный талант Рене Лалика Рене Лалик и подвеска в стиле ар-нуво.

Ярким и самобытным представителем нового направления ар-нуво во Франции 90-х годов XIX века был Рене Лалик.

Его художественные способности были вовремя замечены выдающимся ювелиром того времени, работами которого восхищалась вся парижская знать, Луи Аукоком, учеником которого и стал юный Лалик. Работая в знаменитой фирме, Рене имел возможность учиться в школе искусств в Париже, а затем в Лондоне, обучаться скульптуре у выдающихся мастеров.

Благодаря своему таланту, изысканному вкусу и любви к естественной, природной красоте, Рене Лалик с легкостью принимает новое направление, возникшее в его стране. Работая дизайнером украшений в известных ювелирных компаниях, Лалик имел возможность оттачивать свое мастерство, экспериментировать с новыми материалами, создавая настоящие шедевры ювелирного искусства.
Главными в работах мастера были художественная идея, дизайн изделия, а не ценность редких камней и драгоценных металлов.

Диадема в виде головы петуха.

В ювелирном деле происходила настоящая революция. Изделия Рене Лалика были образцами высокого искусства, где в центре помещались недорогие драгоценные камни в изысканной оправе. Различные материалы – слоновая кость, бриллианты, эмаль, золото и серебро, рог, полудрагоценные камни – служили лишь средством для выражения художественного замысла автора.

Центральными персонажами ювелирных изделий Лалика становятся изысканные цветы, птицы, образы красивых женщин, пейзажи.

Величайший талант дизайнера Р. Лалик сочетал с отменной предприимчивостью, благодаря которой он быстро стал весьма состоятельным человеком. У Рене появилось собственное клеймо и признание ценителей настоящего искусства. Одной из многих известных клиентов мастера была Сара Бернар – выдающаяся французская актриса.

Брошь и гребень с восточными мотивами.

Массивные украшения от Лалика, в которых доминировали мотивы Востока и где мастерски были вплетены очень дорогие камни, чрезвычайно нравились диве.

Достигнув вершин мастерства в ювелирных украшениях, Рене начинает эксперименты со стеклом. Он делает авторские флаконы для духов по заказам популярных в то время парфюмерных домов. Каждый флакон является настоящим произведением искусства. Лалик не оставляет без внимания и вазы, лампы. Все предметы, созданные талантливым дизайнером, были изысканными, новаторскими и совершенными.

Флаконы для духов.

Лалик стал главным вдохновителем и проводником нового стиля ар-нуво не только во Франции, но и во всем мире. Его ювелирные работы, дизайнерские и архитектурные проекты стали образцами высокого искусства, достойным примером для изучения и источником гениальных идей для будущих поколений представителей дизайнерского мастерства.

Талантливые соперники Рене Лалика

Талантливые соперники Рене Лалика Витрина магазина Жоржа Фуке.

Представитель французской династии известных ювелиров Жорж Фуке с восторгом принял новое направление в искусстве – ар-нуво. Он решил изменить стиль своей ювелирной компании, которая до этого была верна традициям ренессанса.

Колье и брошь, созданные Жоржем Фуке.

Предприимчивый и талантливый ювелир решил составить конкуренцию обретшему невероятную популярность своими работами в стиле модерн Рене Лалику.

Для того чтобы победить конкурента, Жорж Фуке привлек к работе в своей компании модного художника Альфонса Муху. Он был в то время на пике популярности. Париж украшали афиши его кисти с восхитительной Сарой Бернар, а также рекламные плакаты, созданные великим художником.

Трехлетнее сотрудничество двух гениев стало весьма плодотворным. По эскизам А. Мухи гениальный ювелир создал уникальные вещи, которые стали подлинными произведениями искусства. Много украшений было выполнено для звезды парижской сцены Сары Бернар. Одно из них – изумительный золотой браслет «Медея» в виде змеи. Браслет дополняло кольцо с изображением змеиной головы. Иллюзию чешуи создавала эмалевая поверхность, а для того, чтобы придать нужные акценты в украшениях, были использованы бриллианты, рубины, опалы.

Альфонс Муха и его знаменитый браслет-змейка.

В ювелирных изделиях Ж. Фуке и А. Мухи использовались материалы, которые могли более точно отразить художественный замысел: эмаль, золото, опалы, мелкие бриллианты, слоновая кость. Идеями для ювелирных изделий служили цветы, листья, пейзажи, бабочки, витиеватые растительные узоры, женские образы.

Яркие представители стиля ар-нуво Люсьен Гайар и Луис Масриера

Яркие представители стиля ар-нуво Люсьен Гайар и Луис Масриера Чудесные насекомые Гайара.

Известным представителем стиля ар-нуво был парижанин Люсьен Гайар. Его работы отличались от других последователей этого течения тем, что он неизменно использовал в своих украшениях традиционные японские мотивы. Восхищение красотой природы, ее совершенством было основной темой произведений этого мастера. В его работах часто использовались мотивы павлинов, ласточек, лебедей, бабочек, стрекоз, змей, различных растений, пчел, крылаток клена.

Восточная сдержанность в украшениях Гайара.

Украшения, созданные Л. Гайаром, неизменно изысканны и сдержанны, максимально естественны. Особенно удавались мастеру изделия из рога и стекла, всевозможные подвески и кулоны.

Украшения, покрытые уникальной эмалью, созданной Масриерой.

Последователи стиля ар-нуво создавали свои шедевры не только во Франции. В Испании творил талантливый ювелир и художник Луис Масриера. Особый вклад он внес в усовершенствование техники производства эмали. Он даже создал особую эмаль, именуемую сейчас «барселонской».

В 28 лет Луис Масриера становится ответственным за художественную направленность семейной ювелирной компании. Покоренный во время обучения во Франции стилем ар-нуво, Луис пытается воплотить основные его идеи в своих украшениях, и это ему блестяще удается. Новая коллекция произвела фурор и была мгновенно распродана.

Женские образы в украшениях Л. Масриеры.

В украшениях Луиса Масриеры великолепно сочетались совершенная техника исполнения, авангардный стиль и безупречный вкус. Особенно удавались мастеру цветы: ирисы, орхидеи, лилии. Казалось, что их лепестки и листья колышутся от дуновения легкого ветерка. Очень часто в узоры из цветов и листьев искусно вплетались птицы, стрекозы, драконы, лягушки. Оперение птиц выглядело объемным и реалистичным. Утонченные, эфемерные образы женщин также часто использовались Л. Масриерой. Это были фигурки фей, нимф, людей-насекомых. Крылья этих фантастических созданий выглядели нереально красиво благодаря особой технике использования эмалей. Они были как прозрачными, так и матовыми.

Рецепт эмалей, разработанный Луисом Масриерой, используется ювелирами дома Масриера и по сей день. Ведь они получаются очень качественными и долговечными. Это лучшие ювелирные эмали в мире.

Традицию использования полудрагоценных и поделочных камней, наряду с драгоценными, у ювелиров эпохи ар-нуво подхватила талантливый современный дизайнер дома Dior яркая и эксцентричная Виктуар де Кастеллан.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится