И ещё тогда были книжные развалы, забитые плохо переведёнными классическими иностранными детективами пополам с отечественной ахинеей. Среди прочего там имелись и отпечатанные на дешёвой бумаге сборники разного рода «бесспорных свидетельств». То есть, обширный материал, на котором можно было отследить развитие некой легенды, а в частном случае «снежного человека» с изумлением обнаружить, что легенд-то, на самом деле, две: о йети и бигфуте. Причём, это совершенно разные, очевидно, не родственные существа.
Йети впервые появляются в 1899 году, после выхода книги исследователя Гималаев майора Уэдделла, на страницах которой упоминаются «волосатые люди» высокогорий. Автор изучил и зарисовал их следы. А в 1922 году итальянский фотограф и путешественник Томбази сообщил, что встретил и смог хорошо рассмотреть того, кто оставляет эти отпечатки.
И это важно, так как, описание, составленное Томбази, как и другие свидетельства поступавшие в прошлом веке из Азии, не соответствует закрепившемуся в массовой культуре образу громадного обезьяноподобного существа. Йети действительно покрыт шерстью, но сложением не отличается от человека, а ростом значительно ниже. Например, советские военные медики, обследовавшие в Памире трупы йети, образовавшиеся в результате успешной облавы на басмачей, указывали на отсутствие каких-либо странностей в строении скелета и мускулатуры, за исключением примитивной, даже для протобармалея, формы черепа. Густой волосяной покров по всему телу с учётом обстоятельств также казался спорным признаком… Однако, отсутствие бороды и следов обрезания однозначно свидетельствовало, что данные существа при жизни не были запрещены в РФ!
Так или иначе, но все описанные йети были ниже среднего роста. Вероятно, именно из-за непропорционально маленькой головы они издали могли казаться более высокими и плечистыми, чем есть на самом деле.
Описания азиатских снежных людей удивительно единообразны. Кроме Гималаев и Тибета ареал этого вида охватывает Памир, горы Китая и Монголии до Тянь-Шаня и Сихоте-Алиня, Алтай, а также Кавказ. Йети встречаются поодиночке, реже, небольшими группами у границы вечных снегов, предпочитая, однако, горные леса. Они также могут предпринимать дальние миграции по равнинам, забредая в центральные регионы России.
Помимо характерной внешности, неизменной частью образа является и способность йети внушать иррациональный, панический страх людям и собакам. Причём, паника часто возникает раньше, чем её виновник будет замечен. И страх этот, именно, иррациональный. Снежный человек абсолютно безобиден. Все описания случаев поимки йети китайскими крестьянами, красноармейцами и даже членами добровольных народных дружин в эпоху развитого социализма роднит одна деталь: снежный человек не мог и не пытался оказать сопротивление. Он не силён, не мастер бегать, не обладает естественным вооружением и не владеет даже базовыми навыками рукопашного боя.
Как же такое существо выживает в суровых условиях дикой природы? Подключив фантазию, можно предположить, что ветвь йети, видимо, отделилась от основного ствола эволюции человека сотни тысяч лет назад, когда «генеральная линия развития» ещё не обозначилась достаточно чётко. Особи, обладающие паранормальными способностями, стали развивать их, пока прочие пытались извлечь пользу из сочетания рук, разума и речи. Судя по скромному объёму черепа, избранный йети путь оказался куда экономичнее и скоро был пройден до конца. Снежные люди научилась становиться незаметными, издали «шестым чувством» обнаруживать врага, а если это не срабатывало, то отпугивать хищников и «глушить» мелкую добычу «ментальным взрывом». Тибетцы, кстати, считают, что йети питаются сусликами.
Практическое сравнение достижений соперничающих эволюционных ветвей показало, что каменный топор надёжнее и эффективнее псионики. Его применение даёт быстрый и окончательный результат. Даже если череп, по которому он был применён, имеет примитивное строение. Как следствие, йети отступили в глухие и неприступные горы, полагая, что их более успешным собратьям искать там нечего… А потом появились туристы.
...Но всё это касается йети, образ которого был быстро вытеснен из массовой культуры куда более колоритным образом американского бигфута. В результате, под «снежным человеком», обычно, подразумевается другой прямоходящий реликт — огромный, с ярко выраженными обезьяноподобными чертами. И это, очевидно, отдельный вид, состоящий в куда более дальнем родстве с йети, чем тот с человеком разумным. Ведь, рост сасквача достигает 2.5 метров, а вес 200 килограммов. Он имеет массивный заострённый череп, непропорционально длинные руки и короткие бёдра. Между этим гигантским приматом, занявшим «медвежью» экологическую нишу, и человеком (в том числе человеком снежным) нет ничего общего, кроме прямохождения. Да и то – походка у бигфута совершенно другая.
Не совпадают и ареалы. Сасквач обычен на северо-западе США и Канады, особенно на Аляске. Может быть встречен в Сибири – от Чукотки до Алтая. В древности заходил на запад до Карелии и Кольского полуострова. Но он никогда не появляется южнее границы таёжных лесов.
Виды разнятся и повадкой. Бигфут тщательно избегает населённых мест, но при столкновении может быть опасен, как и всякое крупное животное. Ментальных техник самообороны у сасквача нет, зато он достаточно силён, чтобы разорвать человека на части. Хотя подобные упражнения и являются для него пустой тратой времени. Подобно горилле и гигантопитеку бигфут — принципиальный веган, рацион которого составляет самая грубая растительная пища — хвоя, кора и ветки.