Становление новой веры в Европе: наследие Мартина Лютера
467
просмотров
Протестантская вера лютеранского толка начала свое оформление уже во второй половине 16 века, когда, казалось, что достигнуто согласие в сфере религии Германии.

Аугсбургский религиозный мир и раскол в лагере последователей Лютера

В 1555 году немецкое общество обрело довольно шаткое, но необходимое равновесие в вопросе веры. В Аугсбсурге была подписана уния между католиками и представителями новой конфессии. Приверженцы лютеровского вероучения из чинов получили равный статус с представителями, которые оставались верны Риму.

Документы религиозной унии в Аугсбурге

Однако внутри последователей учения Лютера к тому моменту назревал раскол. После смерти отца немецкой Реформации, флаг попал в руки его ученика Филиппа Меланхтона.

В догматических вопросах Меланхтон значительно дистанцировался от виттенбергского богослова. Вторая редакция «Аугсбургского вероисповедания» 1540 года вызвала бурю дискуссий внутри круга последователей Лютера. Пункт о причастии в латинской редакции был характерен скорее для кальвинизма. В последние годы жизни реформатора прослеживался явный раскол движения на ортодоксов и соратников главного ученика Лютера. Сторонники изначального лютеровского учения полагали, что Меланхтон стремиться к извращению догм в духе Кальвина, о котором ортодоксы и слышать ничего не хотели.

Портрет Филиппа Меланхтона кисти Лукаса Кранаха Старшего

Немецкая протестантская элита разделилась сразу после смерти доктора Мартина Лютера: «гнесиолютеране» являлись приверженцами изначальных постулатов богослова, а «филипписты» или «криптокальвинисты» приветствовали взгляды Филиппа Меланхтона. Весь этот процесс поддерживался в отдельных регионах Германии и имел свои духовные центры — как правило, в университетах. «Филиппистов» сначала поддержала родная Саксония и Виттенбергский университет. «Гнесиолютеране» консолидировались вокруг Йенского университета в Тюрингии. Уроженец современного хорватского города Лабин Маттиас Флациус был главным критиком Меланхтона, Споры в лагере лютеран едва не сорвали переговоры во время заключения Аугсбургского религиозного мира, который был чрезвычайно важен как для протестантов, так и для Империи в целом.

Маттиас Флациус.

Эта внутренняя борьба последователей Лютера достигла своего апогея в 1560 году, когда вскрылись детали переписки Меланхтона и Кальвина. В этом же году Филипп Меланхтон ушел из жизни.

Курфюрст Август I.

Курфюрст Саксонии Август I и герцог Христофор I Вюртембергский, как наиболее влиятельные протестантские князья, выступили за достижение единства в движении лютеран. Именно благодаря им началась дискуссия, которая могла бы примирить соперников. Сперва договаривались на уровне княжеств, чуть позже — на всех территориях. В 1577 году в Магдебурге была подписана «Формула согласия» — важный документ, который положил конец спорам «филиппистов» с «гнесиолютеранами». Главным организатором этого акта стал канцлер Тюбингенского университета, пастор Якоб Андреа.

Герцог Христофор I Вюртембергский.

Документ формально прекращал споры между сторонами. Ортодоксы остались довольны: таинство причастия трактовалось в их понимании. Преемственность от Лютера к Меланхтону всех устраивала. В 1580 году в Дрездене издали «Книгу согласия», которая включала в себя все тексты магдебургской «Формулы согласия». 7 тысяч протестантских пасторов Германии оставили свои автографы под текстом. Около 80 князей также поддержали положения «Книги согласия». Однако те, кто не поддержали «формулу», позднее примкнули к кальвинизму.

Оформление лютеранского богословия в Европе

С конца 16 века до второй половины 17 века старолютеранская ортодоксия занимала ведущую роль в движении. Единая догма победила и следовало сформулировать для паствы единую картину мира. Новая вера должна была стать нормой повседневной жизни. Нужно было выработать единое представление о материальном и духовном мире, этике и морали, а также философии. Безусловно, в строго лютеранской трактовке. Сторонники лютеранской ортодоксов всегда выделялись написанием огромных томов компендиумов, которые излагались в полемичной форме. У ортодоксии появились свои интеллектуальные лидеры. Крупный лютеранский богослов Эгидий Хунний Старший пытался сформулировать единую лютеранскую точку зрение на происхождение мира и человека. В 17 веке его сменил богослов из Польши Абрахам Калов, который взялся за интерпретацию библии и оставлял масштабные комментарии этого текста. Еще один теолог Иоганн Герхард, писавший в 30−40 годах 17 столетия, также отмечен как весомая фигура в этом движении. Интеллектуальными центрами ортодоксов были университеты Тюбингена, Лейпцига и Виттенберга. Постепенно складывалась лютеранская норма в Скандинавских странах, которые приняли Реформацию во второй половине 16 века.

Абрахам Калов.

После окончания Тридцатилетней войны подписанием Вестфальского мира 1648 года, богословские диспуты и дискуссии ушли на второй план. Теологов интересовали больше вопросы души и отношений с богом. В 1675 году придворный духовник саксонского курфюрста Филипп Шпенер издал трактата «Желанное благочестие», где четко прослеживался отход от полемики с другими конфессиями.

Филипп Шпенер

«Лютеранская экспансия»

В начале 20-х годов 16 столетия в Швеция и Норвегия стремятся вырваться из оков Кальмарской унии. Шведы, недовольные королем объединенной Скандинавии Кристианом II, сажают на престол в 1522 году новую династию Ваза. Борьба с датским монархом шла под лозунгами Реформации. После восшествия Густава I Ваза на престол начинается стремительное проникновение протестантских идей. Главный центр — Университет Упсалы, из которого новые догмы достигают и соседних территорий. Финские земли попадают под влияние Реформации в середине 16 столетия, когда в университете центра епископства Або (Турку) начинает свою деятельность друг и ученик Лютера Микаэль Агрикола. Именно он подготовит издание Евангелий на финском языке. Летом 1554 года реформатор занял место епископа Турку.

Новый Завет на финском языке.

Вслед за шведским королевством, Дания в царствование Кристиана III также восприняла идеи Лютера, даже не смотря на попытки короля вести компромиссный курс по отношению к учению Кальвина. Норвегия также придерживалась подобного пути развития религиозной сферы общественной жизни.

Реформация в Швеции.

Лютеранство во второй половине 16 века постепенно закрепляется в отдельных немецких регионах, которые на самой заре Реформации не были так лояльны к идеям виттенбергского богослова. На западе Пфальц в 1559 году воспринял протестантизм, а на востоке — Чехия создает свою «Confessio Bohemica», в Австрии в 1571 году император Максимилиан II легализовал лютеранство как в ряде областей, так и в самой Вене. В 1578 году на юге Австрии в Штирии эрцгерцог Карл Австрийский объявил свободу вероисповедания.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится