Таинственная фреска, которая по-новому рассказала про Иисуса, апостола Петра и чудо со статиром
600
просмотров
Написана в 1420х годах фреска «Чудо со статиром» известна не только как одна из лучших работ знаменитого итальянский живописца Мазаччо, но и как без малого революционное изображение рассказывающее библейский сюжет в новом свете, с Иисусом Христом не в главенствующей роли.

Следует упомянуть, что фреска несколько расходится с библейской историей (в которой апостол Петр находит деньги во рту рыбы, как и говорил Христос), в том, что сборщику налогов противостоит целая группа, состоящая из Иисуса и его учеников, а сцена происходит на открытом воздухе.

История рассказана в трех частях, которые не происходят последовательно, но повествовательная логика все еще поддерживается через композиционное устройство произведения.

Центральная сцена: сборщик налогов, требующий дани. Голова Христа является центральной точкой картины и местом сосредоточения взгляда зрителя.

И Христос, и Петр указывают на левую часть изображения, где следующая сцена происходит на втором плане: Петр берет деньги из уст рыбы.

Заключительная сцена, где Петр платит деньги сборщику налогов, находится справа, отделенная рамками архитектурного сооружения.

Работа является действительно уникальной в мире искусства, так как считается, что она является первой созданной со времен падения Рима (V век нашей эры), где используется научная линейная перспектива.

Причем все ортогональные точки указывают на одну точку схода, представленную в виде Иисуса Христа.

Христос и его ученики помещены в полукруг, отражающий форму апсиды церкви. Но с другой стороны, сборщик налогов стоит за пределами священного пространства.

В то время как группа святых люди, одета почти сплошь в одежды пастельных розовых и голубых тонов, сборщик налогов облачен в короткую тунику цвета яркой киновари.

Цвет же лишь усиливает дерзость, выраженную его жестами.

Художественные и композиционные приемы примененные Мазаччо были столь революционными, что создается впечатление света исходящего из места вне фрески.

Существует множество теорий о том, почему этот не самый распространенный для изобразительного искусства сюжет был выбран Мазаччо.

Одна из версий связана с так называемым итальянским земельным налогом, веденным в 1427 году. Однако это весьма сомнительное объяснение для создания столь масштабного произведения, даже несмотря на то, что Мазаччо был в явном проигрыше от нововведения.

Более вероятное объяснение состоит в том, что фреска первоначально была создана для Папы Римского Мартина V, который принадлежал к одному из самых древних и известных римских родов.

Папа Римский Мартин V.

Заключенное в 1423 соглашение с Флорентийской Церковью обеспечило Папский престол огромными финансовыми поступлениями. Деньги, найденные в усах рыбы, можно также рассматривать как выражение того, что богатство Флоренции пришло из моря.

Но главным действующим лицом необходимым для понимания фрески, как ни странно, является вовсе не Иисус Христос, а Петр.

Акценты, расставленные на Петре.

Примечательно, что именно апостол Петр являлся первым епископом Рима и первым Папой.

Однако истинные мотивы, побудившие автора создать религиозное произведение с Иисусом Христом не в главной роли, так и остаются загадкой.

Ваша реакция?