На протяжении веков статус Тибета многократно менялся: если с 7 по 9 век, например, это было достаточно крупное государство с собственными правителями, то затем наступил период раздробленности, во время которого Тибетом управляли извне — эта территория находилась в зависимости сначала от монгольских, а потом от китайских династий. Особенно сильно китайское влияние ощущалось в период династии Цин, которая правила с середины 17 века до начала 20. В то время сразу несколько высокопоставленных китайских чиновников находились в Лхасе — исторической столице Тибета.
Недолгая независимость Тибета
В 1912 году в ходе Синьхайской революции династию Цинь свергли, возникло новое государство — Китайская республика. Сформированное правительство заявило, что страна должна унаследовать все территории, принадлежавшие ранее династии Цин, однако у тибетцев на этот счёт было своё мнение: они воспользовались политической неразберихой и объявили о собственной независимости. Впрочем, по оценкам историков, у Тибета не получилось встроиться в систему международных отношений: государство практически не контактировало с другими странами и оказалось де-факто изолированным от внешнего мира.
Так продолжалось до лета 1949 года, пока тибетское правительство не изгнало китайскую делегацию из собственной столицы. В то же время тибетцы во всеуслышание заявили, что будут защищать свою землю от вторжения китайских войск. Тем не менее реальных шансов противостоять Народно-освободительной армии Китая у тибетцев не было: дело в том, что с момента получения независимости правительство страны не смогло провести ни одной мало-мальски значимой военной реформы — армия Тибета была совершенно небоеспособна, даже несмотря на то, что некоторые страны, в первую очередь соседняя Индия, готовы были поддерживать её оружием и боеприпасами.
Правящая китайская партия Гоминьдан всегда официально заявляла, что Тибет составляет часть Китая. В середине 20 века у китайского руководства появилась возможность доказать это на практике: создатели КНР Мао Цзедун в 1949 году приказал готовиться к походу в Тибет, а уже 2 сентября того же года китайское информационное агентство Синьхуа сообщило, что армия Китая освободит всю территорию страны, включая Тибет. Сразу после этого началась масштабная подготовка к грядущему вторжению.
Китайское вторжение
Китайская армия имела колоссальное превосходство над тибетской: в распоряжении КНР на тот момент было более миллиона обученных военнослужащих, которые получили огромный боевой опыт во время гражданской войны в Китае. Как только началось наступление на северные провинции, немногочисленная армия Тибета сразу же стала отступать: уже в октябре 1950 года китайцы заняли важнейший город Чамдо. Китайское правительство отдало распоряжение военным продвигаться дальше, вглубь Тибета. Официально это объяснялось желанием китайцев освободить жителей Тибета от империалистического гнёта и устаревшей феодальной системы.
Далай-лама, который фактически был правителем Тибета, назвал вторжение войск противника «оккупацией страны» и потребовал срочного вмешательства ООН, однако его не последовало — обсуждения проблем Тибета в Организации Объединенных Наций решили на время отложить. Когда ситуация стала безвыходной, правительству Тибета пришлось пойти на уступки и отправить свою делегацию в Пекин на переговоры.
В китайской столице представителей Лхасы фактически вынудили подписать соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Всего этот документ содержал 17 пунктов: ключевым из них был тот, который разрешал Китаю держать в Тибете войска и вести внешнюю политику от лица этой страны. Несмотря на это, де-юре Тибету предоставили широкую автономию во внутренних делах и даже позволили сохранить традиционную систему управления — во главе страны остался далай-лама.
Несостоявшееся похищение
В сентябре 1951 года китайские войска расположились в Лхасе: они заняли много места и потребовали от местного населения еды — за неё сначала платили, а затем стали брать её якобы в долг. В то же время китайское правительство всеми силами пыталось подорвать авторитет властей Тибета: правящая партия КНР проводила там политические и экономические реформы, против которых выступали сами местные жители, а также создавала различные учреждения, которые полностью дублировали функции уже существовавших тибетских институтов управления. Естественно, каждая такая инициатива сопровождалась официальными формулировками об «освобождении» Тибета.
Когда соглашение, и так имевшее крайне спорную юридическую силу, стало систематически нарушаться китайскими властями, жители Тибета, возмущённые тем, что их традиционный уклад жизни неуклонно нарушается, выступили против протектората восточного соседа. Некоторые люди — к концу 1950-х годов их численность достигала 100 тысяч человек — уходили в южные провинции Тибета и становились партизанами: они пытались захватить оружие у Китая и вели переговоры о помощи с другими странами, по большей части с США.
В 1959 году, когда далай-ламу пригласили в китайскую воинскую часть праздновать Новый год, тибетцы, опасаясь за его безопасность, окружили дворец правителя. Местным жителям и правда было из-за чего переживать: история знает немало примеров, когда далай-ламы попросту исчезали во время различных мероприятий, организованных китайцами. В лучшем случае их похищали и увозили в Пекин. Правитель Тибета попытался обратиться к своим подданным и заверить их в том, что всё под контролем, однако эти слова не подействовали — собравшиеся сами создали Комитет свободы, который тут же объявил о прекращении действия соглашения с Китаем.
Революция в тибетской столице
Естественно, китайское руководство такое положение дел не устраивало: военачальника стянули войска, в том числе танки и тяжёлую артиллерию к столице Тибета — они готовили штурм Лхасы. Узнав об их планах, далай-лама вместе со своими приближёнными в марте 1959 года бежал в соседнюю Индию, создав там тибетское правительство в изгнании. Несмотря на это, местные повстанцы объявили о начале войны за независимость: в своём воззвании они указали, что «коммунистическая партия хочет уничтожить нашу религию и нацию».
Недолго думая, руководство Национально-освободительной армии Китая приказало начать обстрел тибетской столицы, после чего китайские войска вошли в город и заняли его практически без сопротивления. По приблизительным оценкам, в ходе этой операции погибло от 10 до 15 тысяч тибетцев. Сразу же после подавления скоротечной революции китайцы распустили тибетское правительство, возложив на него ответственность за произошедшее восстание, и устроили массовые репрессии, которые некоторые специалисты даже называют «актами геноцида».
Китайцы, как следует из докладов военных, убили десятки тысяч тибетцев, причём к ним применялись изощрённые виды пыток и казней — их избивали до смерти, распинали на кресте, закапывали, вешали и даже варили заживо. С особой ненавистью китайцы расправлялись с тибетскими монахами, которых перед смертью пытались унизить всеми возможными способами. В тюрьмах и концентрационных лагерях за время чисток оказалось от 10 до 15 процентов населения Тибета, многие из заключённых умерли от голода.
Завоеватели с помощью коллективизации и других реформ разрушили цивилизацию Тибета практически до основания: сельское хозяйство пришло в упадок до такой степени, что в регионе начался голод, переживший века феодально-теократический строй канул в Лету, а количество монастырей всего лишь за несколько лет уменьшилось с шести тысяч до 70.