Личное дело
Роберт Фальк был рожден в 1886 году в Москве в еврейской семье Рафаила Фалька, известного юриста и заядлого любителя шахмат. Интеллигентные и образованные родители стремились привить своим троим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. В их семье общались только на немецком языке и все дети были определены в престижную лютеранскую школу, которая славилась строгими порядками. Да и дома мальчиков воспитывали в спартанском духе.
Незаурядные способности Роберта к музыке всячески приветствовались родителями. А вот его талант к рисованию практически не замечался, так как считался несерьезным. В 1903 году Роберт впервые попробовал писать маслом и решил стать живописцем. В автобиографии Фальк писал: «Когда мне подарили масляные краски, я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».
Это заявление очень расстроило родителей. Ведь не о таком будущем они мечтали для своего сына. Куда престижней была карьера адвоката или доктора, на худой конец музыканта, но уж никак не художника! Вечно голодного, без определенного будущего и заработка. Однако отговорить сына от такого выбора было невозможно. И если уж разобраться, то это действительно был странный выбор еврейского юноши.
Но как бы там ни было, Роберт поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимыми учителями стали Валентин Серов и Константин Коровин, заложившие основу под его творчество. Живопись Фалька со студенческих лет была наполнена игрой света и цвета, где форма растворяется в цвете.
По окончании училища Фальк вошел в объединение «Бубновый валет», и на первой же выставке за проданную картину получил хотя и не большие деньги, но их хватило художнику, что бы посетить известные города Италии.
Были в жизни Фалька слава и признание, непонимание и страх быть репрессированным, нищета и голод, однако он никогда не отходил от своих принципов ни творческих, ни моральных. В своих творческих исканиях художник не пошел далее первой – «аналитической» – стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически. На его полотнах образы выражены объемностью формы и угловатыми пятнами насыщенного цвета. И все это лаконично, реалистично и осязаемо в каждом предмете, изображенном на его холсте.
Роберт Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, и интерьеры. Одной из лучших картин художника является «Красная мебель» (1920), где экспрессия красного цвета завораживает.
Революция 17 года внесла свои коррективы в судьбы многих художников того времени. Роберту Фальку она принесла признание и известность: в 1918–1921 годах он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, где занимался преподавательской деятельностью. Затем был назначен деканом этих мастерских и снискал славу театрального художника.
Личная жизнь художника
Личная жизнь художника в те годы, как и творческая, была весьма бурной. Он расстался с первой женой Елизаветой Потехиной и женился на дочери Константина Станиславского Кире Алексеевой. Но вскоре и этот брак распался.
Третьей женой Фалька стала его студентка, в будущем поэтесса и художница - Раиса Идельсон, которая поедет с ним в Париж и вскоре после развода вернется в Россию.
Вернувшись из Парижа Роберт, в 1939 году, женится в четвертый раз. На сей раз его избранницей стала Ангелина Щёкин-Кротова, которая до последних дней художника будет верной его спутницей.
От первых двух браков у Роберта родились сын Валерий, погибший в годы Отечественной, и дочь - Кирилла. И на протяжении всей жизни художник будет заботиться о них и бывших своих женах, каждая из которых для него была музой.
Париж в судьбе художника
В 1928 году Роберт Фальк был командирован в Париж для изучения классического наследия. Там он вместо запланированных шести месяцев прожил почти девять лет.
"Парижское десятилетие"(1928—1937) было одним из самых плодотворных периодов в творчестве Фалька, принесших ему новые впечатления, новое душевное состояние, новую манеру и технику. Мастер открыл для себя воздушную технику акварели, требующую необычайной точности. Многие историки искусства полагают, что время проведенное в Париже явилось вершиной творчества Роберта: "Именно здесь его кисть обрела особую зыбкость, воздушность, легкость".
Однако он там не смог стать представителем богемы, ему был совершенно чужд увеселительный дух шумных компаний. Поэтому большинство парижских картин Фалька наполнены ощущением тоски и одиночества.
Назад в СССР
Вернувшись из Парижа в Москву, в начале 1938 года, Фальк оказался совершенно не в той среде, какую покинул почти десятилетие тому назад. Явно прослеживались следы борьбы с неугодными для советской власти художниками. И было совершенно ясно, что утонченная живопись Фалька совершенно не вписывается в современный мир режимного искусства, подчиненного социалистическому реализму.
Когда художника спрашивали, неужто он не знал, что творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Это случилось, но гораздо позже... после его смерти. Однако и репрессий в отношении художника также не последовало. Возможно, сыграла свою роль дружба с влиятельными людьми.
Живописец перестал быть популярным, его работы подверглись критике за «формализм», что практически означало полную изоляцию от творческой среды. У Фалька не было даже мизерного заработка, так как существовало негласное табу на какую-либо работу для художника. Спасали лишь частные уроки, за которые платили сущие гроши. Жизнь впроголодь, тяжелая болезнь сказывалась на общем состоянии, но художник неустанно работал.
Годы войны Фальк с женой провел в эвакуации в Самарканде, а вернувшись в Москву не оставлял ее до самой смерти. В послевоенные годы живописец становится представителем «неофициального искусства» и вдохновителем подпольной художественной оппозиции. И лишь «хрущевская оттепель» разрядила напряжение между противоборствующими станами в художественной среде. Но до своего триумфа Фальк не дожил, умер художник в полной изоляции в 1958 году.
За все годы ни один музей союза не приобрел ни единой картины "чуждого" для советского зрителя Фалька, за этим зорко следил президент Академии художеств Александр Герасимов. И лишь после смерти Роберта Рафаиловича директор Русского музея, решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам протаскивал их через комиссию.
Власти также вспомнили о художнике посмертно, в канун 80-летнего юбилея. В 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, на что его жена сказала: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?»
Сегодня полотна живописца хранятся в музеях Москвы и множества городов России, являясь бесценным достоянием страны. Те работы, которые 50-70 лет назад невозможно было продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с мировых аукционных торгов за большие деньги.
Среди художников той эпохи был и Иван Алексеевич Владимиров,разоблачающие хроникальные картины которого 100 лет не показывали миру.