Тоска Николая Фешина: почему русский художник, картины которого оценивались в миллионы, пожалел о переезде в США
0
982
просмотров
Выходец из Казанской художественной школы, один из лучших учеников Ильи Репина, прославленный во всем мире портретист и успешный американский импрессионист. Все это об одном художнике – Николае Фешине. В какой-то момент он решил жить и работать в США, достигнув там высоких показателей как в творчестве, так и в жизненном благоустройстве. Но, оставшись к старости одиноким, он пришел к выводу, что нельзя покидать Родину. Потому как на чужбине всякий человек не живет, а лишь физически существует.

Чудесное исцеление

Чудесное исцеление Фешину часто позировала дочь.

Николай Фешин воспитывался в семье довольно известного резчика иконостасов в Казани. В четырехлетнем возрасте мальчика одолел менингит, повлекший за собой кому. Врачи посчитали медицину бессильной, и посоветовали родителям готовиться к любому исходу. Но Николай чудом выжил, оставаясь при этом долгое время слабым ребенком. Вынужденно находясь дома, он начал рисовать. В 9 лет он уже работал в отцовской мастерской, готовя эскизы и исполняя собственные задумки.

«Женщина с сигаретой».

Несмотря на то, что Фешин-старший был талантливым мастером, неоднократно удостоенным за свои работы медалей и дипломов, он постепенно разорился и влез в долги. Будущему художнику приходилось туго, но он закончил публичную школу, кое-как обеспечивая себя разовыми заработками. В 1895-м в Казани открылась художка, и Николай вошел в первый ученический состав. Вскоре родители расстались и разъехались, оставив 14-летнего юношу в городе одного. Не отчаиваясь, Фешин выдержал и это испытание. В 1900 году талантливый выпускник художественной школы отправился покорять Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Заграничная популярность при жизни в России

Заграничная популярность при жизни в России «Портрет Вари Адоратской», 1914

На вступительных экзаменах Фешин показал второй результат. Здесь его ведущим учителем стал Илья Репин. Еще до окончания Академии Николаю предложили преподавать в Казанской художке, где ему выделили персональную мастерскую для работы над дипломной конкурсной картиной. До самой женитьбы Фешин не просто работал, а жил в школьной мастерской. В этот период он увлекся портретом. Ему позировала состоятельная ученица Надежда Сапожникова. После отправки работы в Питсбург, Фешина настиг небывалый успех. Тамошняя пресса назвала его портрет одним из лучших на выставке, при том, что среди участников присутствовали именитые французские импрессионисты. Работа Фешина была продана сразу же. К слову, сегодня этот портрет находится в калифорнийской коллекции Художественного музея.

Русский этюд.

Вскоре работы Фешина начали выставляться в Мюнхене, Амстердаме, Риме, Венеции. Особенно его почерк полюбился ценителям изобразительного искусства США. Регулярное участие в американских выставках помимо признания принесло ему стабильную финансовую поддержку. Ценили Фешина и на Родине. Он, единственный признанный художник из периферийщиков, был удостоен звания действительного члена Императорской Академии художеств. Этот титул в дореволюционной России являлся высшим признанием талантов и заслуг художников. Правда, с приходом Первой мировой ситуация изменилась, прекратились и регулярные связи с заграницей.

Поволжский голод как повод

Поволжский голод как повод Русская зима в исполнении Фешина.

В 1921 Поволжье накрыл катастрофический голод, жестокий по своим масштабам и последствиям. В это время Фешин заведовал учебной частью художественной школы в Казани.

Параллельно он сотрудничал с казанским отделом народного образования, в качестве художника разрабатывая типовые декорации для представлений рабоче-крестьянского театра, был главным оформителем постановки нашумевшей оперы «Кармен» в местном оперном театре. Кроме того, Фешин получал заказы на портреты Владимира Ленина, Карла Маркса, наркома просвещения Анатолия Луначарского.

«Дама в лиловом».

Сместившиеся в духе постреволюционного времени акценты в творческой деятельности планомерно привели художника к потере интереса к работе. Он плохо переносил всяческие творческие ограничения и подчинение искусства новым пропагандистским целям. В узком кругу Фешин все чаще жаловался на безрезультатную трату времени и творческую несвободу. Так появились мысли об эмиграции. Связавшись с влиятельными американцами, в 1923 году Фешин уезжает из России. Голод Поволжья стал только поводом. На деле не бедствующий художник стремился к максимальной творческой востребованности и реализации.

Тоска по России

Тоска по России Таосский вождь.

Фешин, благодаря высокопоставленным покровителям и меценатам, быстро и успешно адаптировался к американской жизни. Сразу после переезда он был представлен директору Института искусств Чикаго художнику Харшу, который помог с организацией первой персональной выставки и выпуском каталога работ. Предисловие к сборнику написал известный американский критик Кристиан Бринтон. Самыми яркими и творчески плодотворными стали годы жизни Фешина в Таосе. Здесь его заскучавший талант помимо живописи полноценно раскрылся в скульптуре, архитектуре и резьбе по дереву. В центре древней индейской культуры художник находил все новые образы для полотен. Индейцы тепло приняли русского живописца, даже позволяя ему присутствовать на закрытых религиозных церемониях, свято охраняемых от посторонних глаз.

Мексиканский мужчина.

Знатоки художественного дела склоняются к мнению, что именно Фешин представил таосских индейцев наиболее романтично и возвышенно. Художник построил необычный дом, позже приобрел второй в Голливуде. И все вроде бы шло замечательно, но в последние годы жизни его настигло одиночество. После развода с женой из близких людей на чужбине осталась только дочь, с которой ему изредка доводилось встречаться. Все накопленные сбережения подходили к концу, и Фешину даже пришлось вернуться к учительству. Но этих доходов едва хватало на питание. В 1955-м художник умер во сне, оставив завещание с просьбой предать его прах русской земле. Размышляя на склоне лет о смысле жизни, Николай Фешин написал, что человек должен жить там, где родился. Своей жизнью он пришел к убеждению, что духовный фундамент, заложенный с детства, крепнет и развивается лишь в родных пенатах. А на чужой земле человек лишь существует, обреченный на одиночество.

К слову, некоторые американские художники брали себе русские псевдонимы. Например, Аршил Горки, с трагической историей художника под псевдонимом Максима Горького

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится