Трагедия жизни Аршила Горки, художника с псевдонимом Максима Горького
745
просмотров
Великий загадочный художник Аршил Горки был признан искусствоведами последним сюрреалистом и первым абстрактным экспрессионистом. В его зрелых картинах сочетаются глубокое восхищение новаторскими модернистами, которые были до него (Поль Сезанн, Пабло Пикассо) и завораживающая способность передавать мистицизм и эмоции через абстрактные формы. Стал ли профессиональный успех залогом счастья для Аршила Горки и в чем трагедия жизни художника?

Биография

Биография Фотография Аршила Горки с мамой (1912) и картина «Художник и его мать» (1926–1936)

Аршил Горки - известный американский художник с армянскими корнями, который оказал глубокое влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Его настоящее имя - Востаник Адоян. Он родился 15 апреля 1904 года в в селе Хорком на берегу озера Ван, недалеко от восточной границы Османской Турции. Семья будущего художника стала жертвой Геноцида армян. Его отец, Сетраг Адоян, был торговцем и плотником, а мать, Шушан Мардеросян, была потомком армянских священников. Мальчик рано увлекся резьбой и рисованием. Акаби, одна из сводных сестер Горки, вспоминала: «В детстве он рисовал во сне. Можно было видеть, как движется его рука».

Аршил Горки и Максим Горький

Тяжелая политическая ситуация и притеснения со стороны турок привели к тому, что мать мальчика рано умерла от голода. Это событие, безусловно, оставило глубокие шрамы на душе молодого художника. Болезненное воспоминание о матери позже привело к написанию картины «Художник и его мать» (1926–1936). Работа основана на фотографии 1912 года. На картине, в отличие от фотографии, мать художника предстает массивной и нетленной статуей, размытой по краям, словно исчезающее воспоминание. В 1920 году Горки переезжает сначала в Россию, а затем в Соединенные Штаты. Тогда Аршил изменил свое имя и личность, приняв фамилию русского писателя Максима Горького. Он сказал людям, что является племянником Максима Горького (даже не подозревал и не знал, что русский писатель был рожден Алексеем Максимовичем Пешковым). Затем он поступает в Новую школу дизайна в Бостоне, где сполна впитывает в свое творчество влияние импрессионизма. Переехав в Нью-Йорк в начале 1930-х, он знакомится с художниками Джексоном Поллоком и Марком Ротко.

Творчество Горки

Творчество Горки Аршил Горки «Сад в Сочи» (1941)

Известно, что Аршил Горки опирался в своем творчестве на достижения сюрреализма с помощью словаря живописных мазков и идиосинкразических форм. Знаковая работа направления - «Сад в Сочи» (1941). В каталоге, опубликованном вместе с выставкой поздних работ Горки в Hauser & Wirth «Пылающая природа» внучка художника Саския Спендер описывает самого Горки как «человека тайн», а его работы как «существенное воплощение человеческого опыта, выходящего за пределы рождения и смерти». А вот основатель сюрреализма Андре Бретон сравнил экстатическую бурную энергию картин Горки с «желанием бабочки и пчелы».

Картины Аршила Горки

В 1945 году Горки ответил на анкету из Музея современного искусства, в которой руководство музея задалось вопросом: «Что из вашей родословной, национальности или происхождения вы считаете важным для понимания вашего искусства?» В ответе Горки упоминает свое детство и воспоминания об Армении, которые продолжали заполнять его разум: «Меня забрали из моей маленькой деревни, когда мне было пять лет, но все мои жизненные воспоминания относятся к этим первым годам», - писал он. «Это были дни, когда я вкушал запах хлеба, впервые увидел свой красный мак, луну. С тех пор мои воспоминания превратились в иконопись, формы и даже цвета; жернов, красная земля, желтое пшеничное поле, абрикосы и т. д.»

Личная жизнь и трагедия

Личная жизнь и трагедия Аршил Горки с дочерью Наташей и его картины «Печень как петушиный гребень» (1944)

В Нью-Йорке Аршил Горки стал действительно успешным художником. Однако, историки отмечают, что Горки не находил счастья в личной жизни до 1941 года. Тогда он встретил 19-летнюю Агнес Магрудер, которая вскоре стала его женой. Вместе пара проводила много времени за пределами Нью-Йорка, в Коннектикуте, где Горки создал то, что считается лучшей работой в его карьере: абстракции, вдохновленные одновременно кубизмом, рисунком сюрреализма, его собственными детскими воспоминаниями и пышными пейзажами, которые его окружали. Однако, эти некогда яркие абстракции приобрели все более мрачные и депрессивные оттенки после череды трагедий, которые пережил Аршил Горки. В 1946 году произошел большой пожар в студии, затем врачи поставили ему страшный диагноз рак прямой кишки и, наконец, автокатастрофа в 1948 году, в результате которой художник сломал шею. Последней каплей был тяжелый развод. Жена Горки оставила художника, забрав детей. И тогда, вследствие депрессии, Аршил Горки покончил жизнь самоубийством 21 июля 1948 года в Шермане, штат Коннектикут. Он оставил своим друзьям и семье простое сообщение, написанное мелом: «Прощайте, мои любимые».

Наследие

Наследие Аршил Горки за работой при создании одной из панелей фрески в аэропорте Ньюарк (1936) и его картина «Дитя идумейской ночи» (1936)

Аршил Горки был провозглашен одним из самых влиятельных американских художников XX века. За свою короткую карьеру Горки не только мастерски синтезировал кубизм и сюрреализм, но и разжег первое пламя абстрактного экспрессионизма, которое впоследствии навсегда изменило будущее искусства. К влияниям наиболее радикальных художников начала XX века он добавил свои собственные эмоции, извлеченные из глубокого личного опыта: детство в Армении, смерть его матери, переезд, стремление к новой жизни в Америке, страстная любовь, сокрушительная депрессия, неистовый город и спокойный природный ландшафт.

Многие искусствоведы считают, что работы Горки связаны со страданиями во время геноцида армян. Жизнь Горки и его творчество трагически оборвались - он покончил жизнь самоубийством в 1948 году. Но его рисунки и картины остаются одними из самых загадочных и интересных художественных творений XX века. Сегодня его работы находятся в коллекциях Чикагского института искусств, галереи Тейт в Лондоне, Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде, Музея современного искусства в Нью-Йорке и других.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится