Но начнем с «небольшого» литературного отступления. Существует легенда о том, что до начала работы над «Тремя мушкетерами» Александр Дюма поспорил с одним из своих коллег о том, что сможет даже законченного мерзавца показать в своем романе как героя и люди его полюбят. Якобы так появился персонаж Д’Артаньян, частично списанный с личности реального Шарль Ожье де Бац де Кастельмора, графа д’Артаньян – гасконского дворянина, сделавшего блестящую карьеру при Людовике XIV.
Важно, что и книжный, и реальный Д’Артаньяны происходили из Гаскони. Это самый юг Франции. Местность весьма специфическая с крайне специфическими нравами и традициями. Чтобы было лучше понятно: для парижанина XVII века гасконский дворянин, приехавший в столицу в поисках славы – это примерно то же самое, что для жителя Москвы 1990-х годов приехавший в столицу выходе с Кавказа с целью устроиться на работу в какое-нибудь местное РУВД (Районное управление внутренних дел).
При этом книжный герой был отнюдь не лапочкой. Д’Артаньян в произведении Дюма – бабник и аферист, который не просто соблазняет женщин, но потом еще и обманывает их. Его друзья ничуть не лучше. Атос – мизантроп, алкоголик, убийца собственной супруги, азартный игрок, проигравший имущество лучшего друга. Портос – альфонс, аферист и садист, который убивал крестьян просто от скуки. Арамис – убил человека, который помешал ему стать священником (иронично). Вот такие замечательную люди в литературной первооснове. Но романы романами, а мы вернемся к реальности.
Что такое Франция XVII века? Это как раз то время, когда в Европе продолжаются Религиозные войны, в том числе печально известная Тридцатилетняя война 1618-1648 годов. И хотя гугенотов порезали в прошлом веке в ходе Варфоломеевской ночи в 1572 году, спокойнее на внутриполитической арене французского государства не стало. Хотя Франция и была на тот момент абсолютистской монархией, король в ней был далеко не единственным столпом политической силы. Многочисленная знать по-прежнему тянула одеяло на себя, так как интересы короля и страны нередко расходились по чисто экономическим вопросам с интересами аристократии. Особенно крупной, которая стремилась или к сепаратизму, или к тому, чтобы занять трон Франции самолично.
Во всем этом великолепии политического хаоса королевские мушкетеры были личной гвардией монарха. Которая делала «всякое интересное», в том числе с представителями непокладистой аристократии. Из этого прямо произрастало весьма специфическое отношение и положение мушкетеров в обществе. Можно было бы назвать королевских мушкетеров «цепными псами» монарха. Хотя, конечно, не стоит преувеличивать вклад и значимость королевской гвардии во внутриполитических интригах Франции и политических репрессиях против оппозиционной аристократии. В конце концов главной задачей рот королевских мушкетеров была все-таки охрана монарха. Кроме того, их было не очень много. На пике своей численности гвардейцев было всего 330 человек.
Гвардейцы могли выполнять в том числе какую-нибудь мокрую или даже грязную работу. Но все-таки это были по большей части «точечные уколы» (ну, это когда рубят лес так, что щепки летят на всю страну). Вопросы государственной важности чаще всего решались королем за счет стравливания целых знатных домов. И все-таки осадочек от активности мушкетеров в аристократическом обществе остался. Не любили гвардейцев и в простом народе. Как, впрочем, и всю остальную аристократию: люди беспокойные, чаще всего ведут себя как свиньи, а если ты мещанин или крестьянин, то скорее всего тебя и за человека-то не считают от слова совсем.
Но все это касалось по большей части XVII века. А уже в веке XIX не без помощи романтической литературы и творческих стараний того же Александра Дюма отношение к королевской гвардии дней давно ушедших сильно поменялось: ужасы, которые предшествовали Великой Французской революции, были в обществе забыты. Феодальное прошлое воспринималось читателем как нечто романтичное и даже экзотичное относительно унылой рутины новой эпохи. Известное дело, ведь куда соблазнительнее мнить себя Д’Артаньяном, а не грязным и темным крестьянином, стоящим в поле от зари до заката всю свою жизнь. При этом судьба Королевских мушкетеров в этом отношении крайне показательна: вот насколько важен качественный пиар! Эх, не было на родных просторах своего творца, который так же талантливо воспел бы приключения каких-нибудь опричников Ивана Грозного.