Удивительная история картины «Нищая Девочка-рыбачка» Ильи Репина: почему Третьяковка охотилась за этим шедевром и чем все закончилось
1
1,769
просмотров
Так уж у живописцев веками заведено - прежде чем приступить к работе над картиной, предварительно нужно создать множество графических зарисовок, эскизов, живописных этюдов. И иногда эти работы становятся не только отдельными произведениями искусства, а и поистине шедевральными. Сегодня речь пойдет об удивительном этюде Ильи Репина - «Нищая. Девочка-рыбачка», созданном гением русской живописи в 1874 году во Франции.

Его художественная ценность оказалась настолько высока, что в свое время за право обладания шедевром велась жесткая борьба между столичной галереей и провинциальным музеем.

Илья Репин (1844–1930) гениальный портретист-классик

Илья Репин (1844–1930) гениальный портретист-классик Илья Ефимович Репин - русский живописец.

Анализируя творчество и жизнь Ильи Репина, как художника и гражданина, почему-то приходит на ум его потрясающая способность «реагировать» буквально на все события происходящие вокруг: народничество, терроризм, толстовство, русско-турецкая война, Первая мировая война, три революции. Тут уж впору вспомнить все его знаменитые эпохальные картины, среди которых «Запорожцы» (1891), «Не ждали» (1888), "Возвращение с войны" (1877), «Манифестация 1905 года» и многие другие.

Творческое нутро Репина «откликалось» искренне на все эти исторические события. И, как известно, историю творят реальные люди. И Репин увлеченно и мастерски запечатлевал на своих полотнах эту разношерстную галерею образов: от «властителей дум», и «сильных мира сего», до простых обездоленных людей из народа.

История одного шедеврального портрета

Одним из уникальных портретов, выполненных в этюдной манере Ильей Репиным является «Нищая. Девочка-рыбачка», который специалисты от искусства всего мира не без основания признали лучшим произведением русского живописца раннего периода.

«Нищая. Девочка-рыбачка». (1874 год). Автор: Илья Репин.

На этом этюде художник изобразил стоящий в поле образ девочки-подростка с рыбацкой сетью в руках. Позади ее худенькой фигуры зритель видит простирающиеся пожелтевшие просторы с васильками, маками и густой пожухлой травой.

Девочка-подросток, позировавшая художнику - маленькая жительница Вёля. Она, как и многие другие, зарабатывала на хлеб, позируя приезжим художникам. Репину сразу же приглянулась девчушка своей яркой фактурой и непосредственностью. Однако написать с нее этюд оказалось не так просто, как думалось. Позже Репин писал своему другу: "девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась… и было весьма сложно зацепиться за ее образ".

Однако, невзирая ни на что, художнику все же удалось в этой случайной натурщице всего за один сеанс увидеть ее внутренний мир, состояние души, мысли, чувства, переживания. В результате художник оставил потомкам глубоко психологический портрет ребенка, на лице которого нет ни протеста, ни заинтересованности, ни страдания, а есть только легкая досада и безнадежность. Она как бы существует в этой жизни, покорно принимая удары судьбы на свои маленькие хрупкие плечики и не ожидая никакого сострадания от людей.

Илья Репин в молодые годы.

Самыми обычными красками художник в своей работе создал невероятное ощущение солнца, света, воздуха, а так же образ девочки, который по композиции весьма интересно расположен на холсте. Репин будто подводит зрителя к самому краю картины, и заставляет внимательно всматриваться в её тонкие взъерошенные волосы, загорелое личико, худенькую шею, выгоревшие брови и ресницы, в одежду в заплатках, загрубевшие детские руки в цыпках. А еще в грустное, отрешенно-задумчивое выражение глаз.

Поистине потрясающая работа мастера, после написания которой многие известные современники художника с уверенностью начали утверждать, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист.

Французский период в жизни Ильи Репина.

И рассказывая об этом уникальном этюде, невозможно не сказать несколько слов о французском периоде в творчестве мастера.

Париж во все времена манил русских художников, писателей, музыкантов. Вдохновляющий, яркий, старый и новый одновременно, город вечного праздника, любви и красоты привлекал их особой атмосферой. И если припомнить историю, то почти все первоклассные русские живописцы, вышедшие со стен Академии художеств, направлялись в Париж для прохождения своего рода стажировки.

Илья Репин также не стал исключением. Окончив Академию с Большой золотой медалью, полученной за создание картины «Воскрешение дочери Иаира», ему предоставилось право на шестилетнее обучение в Италии и Франции. И в качестве пенсионера от Академии он со своей семьей отправляется за границу.

«Воскрешение дочери Иаира» (1871 год). Автор: Илья Репин.

И нужно отметить, что поначалу французская столица шокировала русскую душу художника. «А вот и город Париж, приедешь - угоришь; вскочишь - побежишь», - так написал Илья Ефимович в 1873 году, прибыв в вожделенный город, под первым впечатлением от увиденного.

И все же художник со временем полюбил этот город «...со всеми чудесными вещами, нас восхищавшими, и со всеми могучими происшествиями, которые всегда встряхивают и зажигают наше воображение, взбудораживают и освежают нас».

«Парижское кафе».(1875). Автор: Илья Репин.

Именно здесь, во французской столице, Репин, под влиянием импрессионистов начнет заниматься пленэрной живописью. К слову, в России такой технический прием совершенно не был развит, зато французские импрессионисты уже вовсю практиковали работу под открытым небом. Именно здесь русский художник напишет полотно «Парижское кафе», ставшее его визитной карточкой для европейского зрителя. И именно здесь, в Париже было самое счастливое время в семейной жизни четы Репиных.

Садко в Подводном царстве. (1876 год). Автор: Илья Репин. (Картина написана во Франции).

Удивительная судьба картины «Нищая. Девочка-рыбачка».

И, возвращаясь к этюду «Нищая», хотелось бы продолжить впечатляющую историю об его судьбе. На удивление, эта работа мастера практически со времени его создания и по сей день хранится вовсе не в столичной галерее, как должно было быть, а в провинциальном Иркутском музее. А попала картина туда из частного собрания произведений живописи мецената Владимира Сукачёва, жившего в Иркутске до 1898 года.

Сукачев, будучи в те годы главой города, лелеял мечту создать в провинциальном музее коллекцию картин столичных живописцев. И небольшое полотно, размерами 74х50, купленое его отцом непосредственно в мастерской художника в 1880-е годы, было преподнесено в дар городу. Именно с тех пор этот шедевр, являясь жемчужиной экспозиции музея, хранится в Иркутске.

А в свое время руководство Третьяковки хитростью хотело заполучить шедевр, и лишь благодаря удачному стечению обстоятельств «Девочка-рыбачка» осталась в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва.

Дорога на Монмартр в Париже. (1875–1876гг.) Автор: Илья Репин.

Как «Нищая» не досталась Третьяковке


В 1930-е годы известный русский художник и историк-искусствовед Игорь Грабарь, обнаружив среди экспонатов музея «Нищую», пришел в неописуемый восторг и первым назвал это творение лучшим из раннего творчества Ильи Репина. Таким образом, дав высокую оценку, привлек к картине интерес специалистов Третьяковской галереи.

А в послевоенное время на этюд началась настоящая охота. Организаторы выставочных мероприятий в Третьяковке в 1948 году пошли на хитрую уловку, попросив директора Иркутского художественного музея привезти «Нищую» на выставку в Москву. Когда бесценный экспонат был доставлен, руководством галереи незамедлительно было написано в министерство культуры претензионное письмо, в котором говорилось о том, что бесценный шедевр русского классика должен выставляться и хранится в столице. Как отступную за него директору А.Д.Фатьянову предлагался портрет Л.Н.Толстого, кисти того же Репина, а также два этюда Сурикова.

Но тот не отступился от «Девочки-рыбачки», и нужно отдать должное отчаянному поступку тогдашнего директора, который обманным путем забрал этюд у реставраторов Третьяковки и тайно вывез его обратно в Иркутск. От неминуемой расправы Алексея Фатьянова тогда уберегла внезапная кадровая перестановка. Министр культуры и директор Третьяковской галереи были сняты с занимаемых должностей.

Уж поистине по тем временам героический поступок отчаянного директора позволил областному музею сохранить жемчужину русской живописи в своих стенах.

Бонус

В творчестве гениального русского живописца Ильи Репина есть ещё один очень интересный портрет, как говорится, созданный всего лишь для души.

«Стрекоза». (1884 год). Автор: Илья Репин.

Это портрет дочери Веры, под названием «Стрекоза». Он написал дочь, сидящей на перекладине и покачивающей беззаботно ножками, словно стрекозу на стебельке. На этом холсте живописец мастерски воссоздал неповторимый образ детства, пропитанный чувством восторга и удивления от окружающего мира. Как писал позже Илья Ефимович в одном из писем Павлу Третьякову: «Девочку на солнце следует назвать «Стрекоза»: и по цвету, и по движению, и по положению она подходит под это название». И эта удивительная работа мастера в нынешнее время хранится именно в Третьяковской галерее.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится