Шайены и арапахо: чем более мирные, тем более ненавидимые
К 1864 году на Фронтире сложилась внешне парадоксальная ситуация: с одной стороны, индейцы сдались, признали власть Штатов и согласились жить в резервациях; с другой — их начали ненавидеть и истреблять еще больше. На самом деле, все было закономерно: поселенцы решили, что осталось чуть-чуть дожать, и территории туземцев можно будет присвоить окончательно.
Индейцев загнали в резервации, но поселенцам не нравилось, что тем достались относительно хорошие угодья (на самом деле, земли были ужасными, но позже на них нашли золото). Тогда резервации шошонов и арапахо урезали еще в 13 раз, и те, скрепя сердце, согласились. Но поселенцы снова были недовольны: их торговые пути шли мимо земель индейцев, возить мимо них повозки с золотом казалось слишком опасно.
Тогда управитель этих земель Джон Эванс решил воспользоваться удаленностью Колорадо от столицы и окончательно решить индейский вопрос. В 1864 году он опубликовал прокламацию, призывавшую убивать индейцев и отбирать их земли. И это при том, что совсем недавно вождям дружественных племен выдали американские флаги — якобы никто не имел права нападать на туземцев, признавших власть Штатов.
Бойня на Сэнд-Крик
Самым большим «энтузиастом» резни был полковник Джон Мильтон Чивингтон, который только что вернулся с Гражданской войны и считал своим долгом патриота истребить индейцев. Он считал их кровожадными варварами и заявлял:
«К черту всех, кто любит индейцев! … Я пришел уничтожать индейцев и верю, что под небом нашего Господа для их уничтожения хороши и достойны все средства… Убивайте и скальпируйте всех, больших и маленьких; гниды станут вшами».
Осенью 1864 года полковник снарядил отряд из 700 человек, с артиллерией и отличным снаряжением, чтобы устроить карательный рейд по землям шайенов и арапахо, которые нарушали договоры о резервациях. К огромному сожалению для Чивингтона, оказалось, что таковых нет: племена на территории Колорадо честно выполнили навязанные им обязательства.
Не найдя «преступников», полковник решил устроить показательную резню для союзного Штатам поселка шайенов, живущих на Сэнд-Крик. За день до этого он организовал для своего отряда «победную попойку». Убедившись, что большая часть воинов поселка отправились на охоту на бизонов, Чивингтон дал сигнал к атаке.
29 ноября 1864 года деревня была атакована артиллерией. Вышедшие на переговоры вожди убиты без разговоров, а следующие несколько часов в окруженном селении солдаты просто вырезали всех оставшихся стариков, женщин и детей. Они скальпировали убитых отрезали у них гениталии (на сувениры), у женщин отрезали груди. Трупы уродовали просто ради забавы.
Свидетель тех событий Джон С. Смит рассказывал о случившемся перед Конгрессом: «Я видел тела индейцев, расчлененные на множество кусков; изувеченные так, что это невозможно представить; женщины, разрезанные на мелкие куски… ножами; скальпированные, с раскроенными черепами; двухмесячные дети… там лежали люди всех возрастов, от грудных младенцев до воинов… И кто их изувечил? Армия США…».
Другой свидетель, Стэн Хойг добавляет: «Пальцы и уши отрезали от тел вместе с украшениями. Тело вождя Белая Антилопа, которое лежало отдельно на дне каньона, удостоилось особого внимания. Помимо скальпирования солдаты отрезали ему нос, уши и мошонку, чтобы сделать из неё кисет».
При этом отряд полковника Чивингтона не отрицал жестокости. Солдатам казалось, что они выполняют непосредственный приказ губернатора. При этом они знали, что племя — союзное, и реявший над ним американский флаг они тоже видели. Приказ отказались выполнять лишь отряды капитана Силаса Соула и лейтенанта Джозефа Крамера из 1-го кавалерийского полка Колорадо.
Всего в бойне погибло около 150 индейцев и, по разным данным, до 50 солдат полковника (причем погибли они из-за дружественного огня, так как многие были пьяны). Важнейшим последствием бойни стало то, что в итоге некоторые индейские племена объединились и объявили белым войну, которая продлилась около 20 лет. Полковника Чивингтона пожурили, но не стали наказывать в виду его заслуг на фронтах Гражданской.
Прокламация 1864 года была отменена в присутствии представителей шайенов и арапахо. Нынешний губернатор надеется, что этот жест поможет искупить грехи прошлого. «Поскольку прокламация никогда официально не отменялась, она оставалась символом грубого злоупотребления исполнительной властью в тот тяжелый период истории нашего государства», — говорится в подписанном им указе.