Часы городка через минуту пробьют полдень. На пустынной улице друг напротив друга заняли свои позиции стрелки. Мгновение — и они разрешат свои споры. Кто быстрее выхватит револьвер и поразит противника? Это каноничный сюжетный ход практически любого вестерна. Дикий Запад продолжает быть одной из популярных тем в культуре. Попробовать себя в роле охотника за головами, непобедимого бандита или простого поселенца, ищущего своё место в опасном мире, может каждый с помощью компьютерных игр — разработчики из разных стран на протяжении десятилетий помогают перенестись в Америку 19-го века.
От аркад до обучающих программ
Во второй части культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее» главный герой Марти Макфлай попадает в 2015 год и в кафе, стилизованном под стиль 1980-х годов показывает детишкам, как следует обращаться с игровым автоматом. Он ловко выбивает максимальное количество очков, но не находит энтузиазма у своих потомков по поводу увиденного. Игрой, в которой Марти оказался настоящим профессионалом, была Wild Gunman от корпорации Nintendo, разработанная специально для световых пистолетов.
В целом все продукты игровой индустрии о Диком Западе в 1970—1980-е годы были похожи на японского «Дикого стрелка»: молодая сфера интерактивных развлечений пока не была способна на что-то большее. Поэтому дети и инфантильные взрослые проводили часы в виртуальных тирах дома либо в залах игровых автоматов.
Несмотря на такое однообразие, ещё в 1970-е годы появился лучик надежды. Американская компания MECC («Образовательный компьютерный консорциум штата Миннесота») начала распространение в учебных заведениях игры The Oregon Trail, посвящённой жизни переселенцев, которые отправились в путешествие из штата Миссури в штат Орегон в середине 19-го века. Игроку приходится решать многочисленные проблемы, связанные с долгим походом, например, закупать провиант и припасы, разрешать конфликтные ситуации (в том числе и с индейцами). Разработанная в учебных целях и предназначенная для дополнения уроков истории в школах, The Oregon Trail завоевала культовый статус, пережила несколько переизданий, вскоре компания разработала похожие игры, посвящённые золотой лихорадке и экспедициям в Амазонии, а в 2015 году вошла во Всемирный зал славы видеоигр.
Немецкий взгляд: тактический вестерн
1990-е годы и начало нулевых многие называют золотой эпохой в истории видеоигр, когда бюджеты ещё не исчислялись астрономическими цифрами, а разработчики выпускали в свет по-настоящему исключительные продукты — время «конвейеров» ещё не настало. Это касалось и игр о Диком Западе. С одной стороны, ещё жили «виртуальные тиры» (разве что теперь более продвинутые в техническом плане). С другой, — проявилось жанровое разнообразие. Его символом стала франшиза Desperados, которая живёт и здравствует по сей день.
В 2001 году немецкие разработчики из компании Spellbound Entertainment выпустили в свет тактическую игру Desperados: Wanted Dead or Alive, которая позднее разовьётся в трилогию. Поклонникам поломать голову над сражениями в реальном времени предстояло взять в свои руки контроль над отрядом весьма разношёрстных охотников за головами (наёмников, преследовавших преступников по заказу правоохранителей), действовавших в Эль-Пасо, Техас.
Фактически игра была клоном не менее популярной в те времена тактической стратегии Commandos, повествовавшей о боевых подвигах солдат британских спецподразделений в годы Второй мировой войны — на этот факт указывали, в частности, игровые журналисты в своих рецензиях на продукт немецких разработчиков. Однако для «вестернов» в мире компьютерных игр это был прорыв, в том числе благодаря интересному сюжету, повествующему о преследовании опасного преступника с говорящей кличкой Эль-Дьябло, и запоминающимся игровым персонажам.
Любовь игроков позволила выпустить ещё две игры в серии, последняя из которых вышла в 2020 году, они также удостоились хвалебных отзывов со стороны сообщества и критиков. Desperados стали «королями» тактических вестернов, однако настоящий расцвет игр о Диком Западе состоялся благодаря совсем другому жанру.
Польский взгляд: семейный экшн
Словосочетание «польский шутер» у знающих людей вызывает довольно серьёзные сомнения в качестве продукта. Однако история помнит несколько примеров того, как игры из этой восточноевропейской страны становились культовыми ещё до эпохи доминирования CD Project благодаря третьему «Ведьмаку» по повестям Анджея Сапковского. Польские разработчики внесли большой вклад в тематику вестернов благодаря серии шутеров Call of Juarez, как и Desperados превратившейся в целую франшизу.
Первая игра из франшизы, разработанной компанией Techland, вышла в 2006 году. Её сюжет был посвящён погоне за легендарным золотом ацтеков, развивавшемся на фоне семейной драмы одного из главных героев, мексиканца Билли. Другим протагонистом стал его отец, харизматичный священник Рэй МакКол, орудовавший револьвером так же фанатично, как божьим словом. Польские разработчики смогли не только достаточно подробно воссоздать атмосферу Дикого Запада, но и подарили зрителям качественный боевик, не оставивший геймеров равнодушными.
Успех первой части стал причиной появления приквела: Call of Juarez: Bound in Blood. Сюжет этой игры был теперь полностью посвящён полюбившемуся игрокам Рэю и его брату Томасу, а её начало пришлось на годы Гражданской войны в США. Родственники служат в армии Конфедератов и волею судеб после окончания противостояния Севера и Юга ступают на путь беззакония — такие истории встречались довольно часто в реальности. Игрокам предлагалось управлять сразу двумя главными героями, в том числе и в режиме кооператива с друзьями.
Вторая часть серии заслужила множество положительных отзывов, однако Bound in Blood стала кульминацией франшизы. В третьей части польские разработчики попытались перенести элементы вестерна в современность, но идея не встретила понимания у игроков — поклонники серии не оценили стараний Techland. В четвёртой части поляки вновь вернулись к тематике Дикого Запада, однако достичь былого успеха им не удалось.
Американский взгляд: «анархия» против «цивилизации»
Американские разработчики, безусловно, также обращались к родной истории, и самой успешной в этом отношении стала легендарная компания Rockstar, подарившая миру культовую серию игр Grand Thief Afto. На волне успеха, который принесла американцам их «бандитская песочница», разработчики решили обратиться к родной теме Дикого Запада, используя опыт разработки GTA. Так на свет появилась не менее культовая серия Red Dead.
Впрочем, первая игра франшизы скорее походила на типичный шутер, коих в момент выхода Red Dead Revolver в 2005 году было достаточно. Главный герой Рэд Харлоу (поразительно похожий на героев спагетти-вестернов в исполнении Клинта Иствуда), будучи охотником за головами, мстит убийцам своего отца, попутно истребляя бандитов по поручению шерифа. Игра не стала откровением, в отличие от последующих частей серии — именно они завоевали статус культовых.
Red Dead Redemption вышла в 2010 году, была обласкана как критикой, так и фанатами. Игра стала настоящим событием не только в индустрии, но и в культурной жизни в целом, особенно на фоне разговоров о смерти жанра вестерн в кинематографе. Разработчики воссоздали огромный мир, от пустынных просторов запада США до цивилизованных городов центральной части страны, попутно дав возможность главному герою, вновь охотнику за головами и бывшему бандиту Джону Марстону, заглянуть в соседнюю Мексику, которая на момент действия игры в 1911 году находится на грани разрушительной гражданской войны.
Находки второй части были использованы и улучшены в следующей. Red Dead Redemtion 2 появилась на полках магазинов и в цифровой продаже в 2018 году. Как и в случае с предыдущей игрой серии, её релиз стал событием: Rockstar заработали 725 млн долл. и многочисленные награды на игровых смотрах. Критики пребывали в экстазе, впрочем, как и игроки.
И такая реакция не была безосновательной. Взяв всё лучшее от предыдущей части и от франшизы GTA, Rockstar подарили игрокам симуляцию живого мира, где пользователь, отойдя от выполнения сюжетных заданий, мог делать практически всё, что душе угодно (конечно, в рамках некоторых условных ограничений): ограбление поездов, банков и дилижансов, рыбалка или охота, выслеживание опасных преступников и сдача их властям.
Весь этот спектр занятий уместился в довольно обширную карту нескольких вымышленных штатов конца 19-го века — далёкие отголоски Гражданской войны соседствуют с индустриализацией, движением суфражисток и переполненным мигрантами и освобождёнными чернокожими городом, задыхающимся в дыме фабрик и заводов. Главные герои, члены банды Датча ван дер Линде, за одного из которых, Артура Моргана, предлагается пройти сюжетные задания, сталкиваются с проблемой выживания в этом новом мире. Разработчики рассказали историю «лишних людей», чьи понятия о чести, дружбе и поведении не совпадают с новыми веяниями. Конфликт Дикого Запада и цивилизации отражён здесь в полной мере. Red Dead Redemtion 2 вывела игры о ковбоях на новый уровень как в техническом, так и сюжетном плане.
Конечно, игры о Диком Западе не ограничиваются перечисленными здесь наименованиями. Те или иные элементы можно встретить и в продуктах других жанров: достаточно вспомнить «космовестерны» или эксперименты по созданию полуфентезийных миров (в этой связи можно обратиться к недавней инди-игре Weird West, скрестившей фантастические элементы с вестерном). Прогресс, в том числе и в игровой индустрии, не стоит на месте — поэтому можно надеяться на то, что в скором времени мы сможем увидеть новые эксперименты и нетривиальные прочтения историй о шерифах, охотниках за головами и ковбоях.