Постоянное развитие, движение вперед и совершенствование всего вся – таким может видеться советский мир, исходя из лозунгов и идеологических трактатов. Множество целей стояло перед советским правительством: покорить космос, создать «мирный» атом, воспитать «нового» советского человека. Но мало кто мог предположить, что в четко структурированные планы вмешается религия, которая, как оказалось, не исчезла навсегда.
Ближе ко второй половине ХХ века в СССР снова появляется интерес к эзотерике. Снова, потому что в начале века Н. Рерих, Е. Блаватская, Г.И. Гурджиев и др. писали книги по мистицизму, теософии, антропософии, что в общем попадает под описательную рамку эзотерики.
К 50-ым годам их труды снова начинают распространяться в самиздате, иногда даже на иностранных языках, потому что в начале века копии вывозились и переводились заграницей, так были востребованы и там. Материализм, казалось, крепко держал свои позиции, поэтому в конце 50-ых годов в некоторых библиотеках на полках снова появляются книги зарубежных традиционалистов, как, например, труды Р. Генона в Ленинской библиотеке в Москве, и подобные интерпретации метафизики и эзотеризма не остаются незамеченными.
Важно определить, что именно понимается под термином эзотерика. Эзотерика – система или совокупность знаний, доступная ограниченному количеству лиц; набор тайных дисциплин, помогающих человеку приобрести скрытое знание о космосе и трансцендентном, и сам гнозис – передача знаний от высшего сверхрационального источника. К эзотерике можно отнести изучение алхимии, астрологии, мистицизма, оккультизма, каббалы, визионерства, йоги и т.д.
Ученые выделяют несколько причин распространения эзотерики и увлечения эзотерическими практиками. Секуляризация общества оставляет лакуну, которая вполне может быть заполнена новой формой религиозности, менее консервативной, более индивидуальной и простой для изучения. Посредничество между человеком и богом – функция, которую выполняет церковь, заменяется «персональным» общением с помощью видоизмененных истин, которые, конечно, имеют связь с традиционными.
Также существует социально-психологический контекст. События ХХ века не могли не оставить след на восприятии людьми нового мира и общественных отношений. Во время Великой Отечественной Войны военный атеизм сменился относительно «либеральным» отношением к религии, что должно было способствовать духовному подъему и, возможно, большей стойкости людей. Но война закончилась, а через некоторое время вслед за ней пришла угроза новой, для некоторых даже более страшной, войны – ядерной. Нарастающее напряжение между Советским Союзом и Америкой влияло на мысли о будущем, которое выглядело уже не таким светлым.
Гонка вооружений, испытания ядерного оружия и активная пропаганда, рассказывающая про «враждебный» атом, который может быть использован исключительно во вред человечеству – все это составляло картину мира, а главное, картину будущего советского человека. Ожидаемо, на помощь приходит эзотерическое знание. Тайное знание не только делало человека посвященным в скрытые от чужих глаз истины, но и давало надежду на светлое будущее, на мир, где человеческие отношения достигают своего совершенства, где царит гармония.
Самиздат – нелегально напечатанная и распространяема литература, вот что стало оплотом эзотерики. Многие книги, которые были написаны еще в начале века уже упомянутыми авторами, например, Н. Рерих, Е. Блаватская и т.д, переводились с иностранных языков или же просто копировались. Перевод с иностранных языков требовался потому что многие труды были вывезены заграницу – иностранная публика была так же заинтересована в изучении теософии и антропософии. Иностранные копии можно было провести в СССР и перевести уже подпольно. Также некоторые работы издавались в Тамиздате, на русском языке, но для эмигрантов из СССР за рубежом. Подобный изданием был, например, журнал «Оккультизм и йога», в котором публиковались различные статьи с эзотерической тематикой.
Интересно, что благодаря отсутствию четких рамок понятий «эзотерика» и «эзотеризм», их можно усмотреть в различной литературе, которая не позиционирует себя как религиозная. Например, советская научная фантастика изобилует идеями и сюжетами, которые можно отнести к эзотерическим. Будущее преображение мира, качественное изменение человеческих отношений и психологическое познание личности как самоцель – научная фантастика рассказывала о различных вариантах будущего, которые имеют нечто общее с главными эзотерическими постулатами.
Ярким примером эзотерического сообщества в Советском Союзе является Южинский кружок. Сложилось это сообщество в конце пятидесятых годов в Москве. Юрий Мамлеев, Евгений Головин, Александр Дугин, Гейдар Джемаль и другие участники смогли найти доступ к эзотерической литературе легально.
В пятидесятых годах на полках Ленинской библиотеки появились книги Рене Генона, Папюса и других философов-традиционалистов. Причины отсутствия цензуры по отношению к подобным книгам не известны, но, вероятно, советские власти приняли решение о том, что тридцати лет новой идеологии вполне достаточно, чтобы воспитать материалистов, которых не может по истине заинтересовать религиозная деятельность, тем более эзотерическая. Несмотря на то, что участники кружка сами распространяли самиздат, занимались религиозными практиками и привлекали в свой кружок других людей, их деятельность, на удивление, не была наказуема, и в общем внимания властей не привлекала.
Однако, так было не всегда. Во второй половине ХХ века на территории СССР появилось движение «Хари Кришна», которое можно отнести к эзотерическим течениям. За этим движением внимательно наблюдали, например, сотрудники Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Свами Прабхупада прибыл в Москву в 1972 году, и этим же годом датируется начало распространения новой религиозности в Советском Союзе. В бюллетене института научного атеизма авторы очень резко и радикально отзываются о новом культе, называя его антикоммунистическим и приводящим к маргинализации советского общества.
Параллельно с эзотерикой в СССР появляется интерес к йоге. Физическая активность и спорт занимали особое место в идеологической пропаганде, культивируя образ «нового» советского человека – спортивного, здорового и способного усердно работать на благо страны. Благодаря самиздату и редким, но все же путешествия за границу, в Советский Союз попала йога.
В журнале «Знание – сила» в 1957 году вышла статья «Йоги», где автор, Е. Сапарина, подробно рассказывает о йоге, похороненном заживо и сумевшем восстановить дыхание после его извлечения из земли. Интересно, что Сапарина упоминает запрещенные на тот момент труды Е. Блаватской, которая была в Индии и лично наблюдала все невероятные способности йогов, описывая их с теософской точки зрения.
Важно заметить, что философия йогов отвергается автором как «лишающая классового сознания», но физические упражнения и их эффект описываются исключительно в положительном контексте. В конце Сапарина даже упоминают иглоукалывание как эффективную технику лечения нервной системы.
Далее в подобных научно-популярных журналах публиковались статьи с похожими материалами, рассказывающими о том, какую пользу могут принести регулярные занятия йогой, и о том, что она доступна практически каждому. Некоторые статьи подкреплялись мнениями врачей, которые так же положительно высказывались о воздействии йоги.
Но в 70-е годы отношение к йоге кардинально меняется. Комитет по физической культуре и спорту при совете Министров СССР от 24 января 1973 «О некоторых фактах неправильного развития отдельных видов физических упражнений в спорте» запретили практику и обучение йоге на территории СССР. После публикации нового постановления начались репрессии по отношению к практикующим и преподающим людям, которые за это время уже успели сформировать секции и кружки.
Вместе с индийской философией на территорию Советского Союза попали другие восточные учения, а также практика восточных боевых искусств. Комитет по физической культуре запрещал практику карате и других боевых искусств, но несмотря на это в 70-ых годах в Москве появился кружок Астрального карате, основанный Валерием Аверьяновым. Аверьянов был своего рода «гуру», он постепенно составлял свою собственную доктрину, преподавал боевые искусства вместе с различными элементами восточного эзотеризма и теософии.
Эзотерика имеет непосредственную связь с наукой. Всем «способностям» человека, таким как визионерство, принятие и распространение энергии и тотальный контроль над всеми процессами в своем организме был брошен вызов со стороны ученых, которые были уверены, что смогут с научной точки зрения объяснить подобные явления.
Научно-популярные журналы, которые уже много раз были упомянуты ранее, с помощью статей о необъяснимых событиях и человеческих возможностях создавали интерес к своим журналам (и как, например, с помощью научной фантастики). Чаще всего в таких статьях было представлено мнение ученых, например, попытки рационального объяснения Бермудского треугольника, теории о магнитных полях и т.д.
Риторика, которой пользовались авторы статей, не была похожа на ту, которой пользовались ученые и популяризаторы науки для описания обычных, не паранормальных, явлений в химии, физике и биологии. Тем самым, статьи оставляли больше вопросов, чем ответов, а люди воспринимали эту информацию, и параллельно начинали находить необъяснимое в окружающем их мире.
Паранормальное становилось частью обыденного знания – доступного всем, недостаточно объясненного наукой, окутанного большим количеством предрассудков, домыслов и легенд. В газетах печатались статьи о людях с необычными психическими способностями, которые могут передавать и принимать информацию на расстоянии, заговаривать болезни, гипнотизировать на расстоянии и т.д.
В Москве открывается Институт парапсихологии, секция биоинформации на базе Московского правления научно-технического общества радиотехники и электросвязи им. А.С. Потапова, и лаборатория психотроники отдела теоретических проблем АН СССР. Возможно, где-то сохранились документы, которые помогут провести исследование о деятельности этих организаций, что будет важно для заполнения лакуны в истории научного сообщества в СССР.
Современное увлечение людей эзотерикой, вероятно, является последствием эзотеризации советского общества во второй половине ХХ века. Приведенные выше примеры доказывают, что различные религиозные учения проникали во многие сферы жизни, привлекая внимание разных слоев общества. Можно только предположить причины такого увлечения – проведенная в короткие сроки секуляризация, неспособность идеологии заполнить образовавшуюся лакуну и социальный кризис, вызванный достаточно агрессивной внутренней и внешней политикой. Процесс эзотеризации в последующие десятилетия будет только ускоряться, что сильно отразится на культуре и обществе.