Зачем на Руси младенцев в печь отправляли
456
просмотров
Эту статью я планировал назвать иначе: «Какими поверьями окружена русская печь?» Но вовремя сообразил, что о собственно поверьях в этот раз речи почти не пойдет. Поговорим мы скорее о символике и мифологии, а это посерьезнее, чем поверья.

Надеюсь, все помнят сказку про Жихарку? Не обязательно всю, нам понадобится всего один эпизод: тот, где Баба Яга засовывает Жихарку на лопате в печь. Чему Жихарка активно препятствует, так что в итоге в печи оказывается сама Баба Яга.

Зачем ей понадобилось отправить Жихарку в печь, всем понятно: чтобы запечь и после употребить на ужин. Так следует из сюжета нынешнего, развлекательного варианта сказки. Развлекательного, но сохранившего, как минимум, один отголосок древней, дохристианской реальности.

Детей в русской печи, действительно, пекли! Есть, конечно, не ели — все же не Африка какая и не Новая Зеландия. Да и есть живых детей — перебор.

Ну, конечно, это только в сказке детей запекали насмерть. В жизни было менее брутально, зато непонятнее. Зачем детей помещали в печь?

Русская печь в крестьянской избе

Самое простое объяснение: это была термопроцедура, проще говоря, их так прогревали. Впрочем, для этого достаточно было положить ребенка на печь. И клали. А внутрь…

Печь была центром дома. И физическим — по сути, вокруг нее строилась изба, само название которой — «истьба», «истопка» — как бы намекает, что изба — это именно отапливаемая часть дома. То есть жилище прямо ассоциируется с наличием в нем печи. Отсюда и выводится вся ее сакральность.

Возьмем «красный угол». Условно говоря, он связан с божественным, с небесным миром. Прошу людей верующих не обижаться, давайте условно примем то, что все религии придуманы людьми. Это продукт наших размышлений, наши проекции человеческого мира на выстраиваемый нашим разумом небесный мир.

Красный угол в хате

С печью иначе. Она — прямая наследница первых костров палеолита, она связана с иным, скорее хтоническим типом сакральности, нежели «красный угол». «Красный угол» связывает нас с миром горним. Печь ближе к природе, к предкам, к родовой памяти о самых древних временах, к архаичной магии.

Мы уже знаем, что печь неспроста располагается у входа: это дополнительная защита жилища. Как и порог, печь связана с предками. Под порогом хоронили уважаемого члена рода, чтобы он защищал вход от проникновения злых сил. Есть вероятность, что хоронили и под печью.

Больше того, есть у традиционной печи т.н. «печурки»: ячейки-углубления не вполне понятного назначения, словно предназначенные для того, чтобы в них поместить посуду. И помещают. Но это сейчас.

Есть версия, что в древности туда помещали горшки с прахом умерших. Кого именно? Неизвестно. Зато известно, что под печью хоронили младенцев (вспомним, что детская смертность была высочайшей!). Возможно, их тела и сжигали тут же, в печи.

Крестьянские дети зимой в избе

Почему? К сожалению, предки не оставили нам пояснений. Русское язычество лишь ненадолго стало официальной государственной религией. Кодифицировать его не успели — и вскоре оно сменилось государственным же христианством.

Зато оставили массу фольклора. Давайте для примера возьмем первую попавшуюся загадку: «Стоит баба в углу, а рот в боку».

Вот неспроста печь тут сравнивают с женщиной. Начнем с того, что поддержание огня и приготовление пищи — занятия традиционно женские. И неудивительно, что пространство у очага, а затем у печи, воспринималось как женская территория.

Когда же очаг стал печью, ей приписали человекоподобие, или антропоморфность. А именно — подобие женщине, женскому телу.

Н. Л. Эллерт, «В избе»

С мифологической точки, для архаического сознания зрения, внутренность печи воспринимается как женское лоно.

  • И вот теперь понятно, почему ребенка помещали в (а не на) печь: обратно в согревающее и защищающее лоно — донашиваться.

Но это поверхностная трактовка. Ниже лежат архаичные представления об умирающей и возрождающейся жизни. Помните, в печи сжигали умерших младенцев (а возможно, и взрослых)?

  • Вот это же происходит в обряде перепекания младенцев: имитация сожжения «плохого» слабого болезненного тела, чтобы ребенок мог возродиться обновленным и крепким.

И конечно, печь, а изначально очаг, как вместилище огня — носитель культуры, знак присутствия человека. Огонь защищает, согревает, делает пищу пригодной для употребления. Огонь, как много позже железо — важнейший элемент культуры, символ выделенности человека из природы и его власти над стихией.

Применение ухвата

Именно поэтому печь и стоит при входе, защищая дом: значение очага, вместилища огня и символа овладения огнем трудно переоценить. Архаичное сознание помнит, что во многом благодаря овладению огнем человек и стал собственно человеком.

И еще пару слов о перепекании младенцев — как ритуальном сожжении и возрождении.

Не спешите ужасаться жестокости наших предков. Во-первых, о настоящей суеверной жестокости мы еще и не говорили. А во-вторых, знакомый всем нам обряд церковного крещения — не что иное, как та самая имитация смерти и последующего возрождения. Связанная, правда, не с огнем, а с водой, но сути и общности этих древних обрядов это не меняет.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится