Из крестьян в промышленники-миллионеры
В середине XIX века выходец из крестьян тверской губернии Николай Матвеевич (Мокеевич) Брусницын перебрался в Москву и наладил свое дело. Сначала это была небольшая мастерская по выделке кожи, но постепенно бизнес разросся и в конечном счете Брусницыны стали зажиточной и уважаемой в городе купеческой семьей. Своим трем сыновьям купец 1-й гильдии Николай Брусницын оставил в наследство современный завод на шестьсот рабочих мест и заработанные на кожевенном деле миллионы.
Как щедрые благотворители братья Брусницыны содержали богадельню и общежитие, оказывая финансовую помощь семьям своих рабочих. Известно, что на момент октябрьских событий 1917 года здесь проживало около 200 детей и стариков.
На Васильевском острове Брусницыны владели участками на Кожевенной и Косой линиях. На стыке этих двух линий было расположено здание XVIII века, которое Николай Брусницын купил и несколько видоизменил, дополнив, в частности, пристройкой с западной стороны. После смерти отца Брусницыны еще больше переделали здание, заказав работу петербургскому архитектору Анатолию Ковшарову. Выбирая стиль, тот остановился на эклектике, заручившись одобрением хозяев.
Второй этаж стал выше, кроме того, у здания появилась лестница парадного входа, оранжерея, изменилась отделка фасадов. Появился карниз с дентикулами, а также интересный фронтон, полукруглые эркеры и много других новых элементов. Само здание по форме стало напоминать лежащую плашмя букву «Ш», и у каждого брата в этом особняке было свое крыло. Кстати, оригинальные двери входа со стороны Кожевенной линии сохранились до сих пор.
Внутри здание было также богато украшено и выглядело шикарно. В гостиной располагался огромный стол из дуба с 60 (!) стульями – здесь обедала вся большая семья с гостями.
Шикарный интерьер
В здании были и помпезная бильярдная, и курительная комната (кальянная), выполненная в модном по тем временам мавританском стиле, и просторный зал для танцев, оформленный в стиле помещений Людовика XV. Лепные узоры зала изображают мифических героев, растения, цветы, музыкальные инструменты.
Для внутреннего интерьера характерно обилие резных орнаментов. Кстати, деревянные бараньи головы, украшающие двери столовой, в мифологии символизируют торговлю.
Сейчас в здании проходят экскурсии. Посетители неизменно восхищаются фантазией архитектора и деталями изысканного внутреннего убранства, которые сохранились еще со времен первых владельцев – например, шикарной лепниной на потолке (правда, позже покрытой краской) и огромной люстрой. Мраморный подоконник и мраморный камин в танцевальном заде тоже сохранились с купеческих времен.
Смутные времена
После революции новые власти заколотили у здания главный вход, а расположенный на фасаде вензель купеческой семьи сбили, водрузив на его место другого рода «вензель» – серп и молот. Вместо главных ворот сделали заводскую проходную.
Национализированный завод Брусницыных стал носить имя Радищева, и в особняке разместилась его администрация. Интересна и судьба самих бывших владельцев. Если двое из братьев после событий 1917 года уехали за границу, то третий, Александр Николаевич, решил не покидать Россию и остался работать на родном предприятии – правда, уже не в качестве хозяина, а в должности главного инженера и председателя коллегии Управления завода. Увы, в мае 1919-го в квартиру Брусницына явились сотрудники ЧК и, как несложно догадаться, арестовали его как врага народа. Его приговорили к тюремному заключению, но история эта все-таки разрешилась благополучно. Случай, по тем временам, уникальный: возмущенные арестом рабочие завода подали в ЧК ходатайство об освобождении своего начальника, и, в конце концов, добились пересмотра дела. Брусницына выпустили.
Страшная легенда о зеркале Дракулы
С одним из объектов этого особняка связана таинственная и страшная история. Согласно этой странной легенде, наводившей ужас на окрестных жителей и даже сейчас делающей это здание таинственно-мрачным, во время строительства особняка купец Брусницын решил выписать из Италии шикарное зеркало для будущего танцевального зала. И якобы это было то самое зеркало, которое ранее висело в усыпальнице графа Дракулы.
Через некороткое время после того, как зеркало доставили в купеческий дом и установили на стене, все, кто в него смотрелся, стали замечать странные вещи. Человеку либо становилось плохо, либо у него портилось настроение, а некоторые из тех, кто глядел в зеркало, даже становились жертвами несчастных случаев. По слухам, обнаружив такую жуткую закономерность (последним в череде несчастий стала внезапная смерть внучки), владелец приказал снять зеркало и убрать в кладовую.
Дальнейшая судьба зеркала очень туманна. Согласно одной из легенд, его увезли обратно в Европу. По другим слухам, оно так и осталось лежать в кладовой, после революции его якобы перевезли в ДК им. Кирова, а еще через некоторое время власти решили вернуть его в особняк. Зеркало повесили в кабинете замдиректора завода, вскоре после чего он исчез при весьма загадочных обстоятельствах. Также внезапно пропал и один из рабочих завода, который, войдя однажды в кабинет, имел неосторожность посмотреться в это зеркало. После этих странных случаев кабинет якобы заколотили, и в нем уже больше никто не работал.
Но самая жуткая версия о судьбе зеркала до сих пор навевает ужас на особо впечатлительных местных жителей. Согласно этой «страшилке», сей злосчастный предмет хранится в особняке и поныне – мол, он спрятан в некоем секретном помещении и до сих пор влияет на энергетику старинного особняка. Кто-то из любителей мистики даже утверждает, что в темное суток мимо особняка лучше не ходить: якобы из здания то и дело доносятся стоны и непонятный шум.
Впрочем, есть и скептики, которые не обращают на слухи никакого внимания и посещают этот дом лишь за тем, чтобы полюбоваться декором и пофотографировать старинные интерьеры. В здании даже периодически проходят фотосессии.