Женский бум на короткие стрижки в истории: от галантных дам до советских коммисарш
0
812
просмотров
Фотографии звёзд, променявших пышные локоны на короткие причёски, обязательно обрастают горестными комментариями людей, уверенных, что раньше такого не бывало: женщины всегда носили длинные волосы, а мужчины - короткие. Но даже самый беглый взгляд на историю причёсок говорит нам, что далеко не в век феминизма женщины начали щеголять короткими волосами.

Мадам Помпадур

Фаворитка французского короля Людовика XV, продержавшаяся при нём двадцать лет, царила в моде Европы в восемнадцатом веке - времени, когда и дамы, и кавалеры старались быть похожими на фарфоровые статуэтки, а не людей из плоти и крови. И те, и другие активно пользовались макияжем, украшали одежду оборками, носили кольца и другие украшения - правда, мужчинам это ничуть не мешало отменно владеть шпагами и стрелять на дуэлях и в сражениях из пистолетов. Некоторым женщинам тоже.

Портрет работы Франсуа Буше.

Среди фасонов, которые мадам Помпадур ввела во французскую моду, была короткая женская причёска из завитых волос, которую обычно украшали цветами, крохотными бантиками и прозрачными косыночками. Это был смелый ход, поскольку до Помпадур француженка обрезала волосы в трёх случаях: если была проституткой, если уходила в монахини или если она была Жанной Д’Арк. Причёска дамам понравилась, потому что красиво обнажала шею сзади, не требовала большой возни и в то же время смотрелась очень элегантно. В историю стрижка так и вошла под именем “помпадур”.

Ввела в моду Помпадур также рыжий оттенок волос (до неё он считался недостатком), огранку бриллиантов в форме лодочки, ридикюли, туфли на каблучке (которые должны были придать женской ножке форму забинтованных, сломанных пополам стоп китаянок) и высокие бокалы для шампанского.

Туфельки восемнадцатого века из коллекции Н.Мустафаева. Такие туфельки должны были придать ступне укороченный и выгнутый вид.

Античный стиль

После революции у Франции была новая законодательница мод - Тереза Тальен, та самая дама, которая ввела корсиканца Наполеона во французское общество. Она ввела моду на всё, что ей представлялось древнегреческим и древнеримским: коротко остриженные локоны, завышенную талию и спускающееся складками с плеч платье из тончайшего, просвечивающего муслина. Известен также её портрет, на котором одна её грудь была обнажена - хотя на античных статуях так одевались только Артемида и амазонки, долгое время европейцы-христиане были убеждены, что женщины Древней Греции вообще имели привычку ходить, открыв одну грудь.

История коротких женских стрижек. Фрагмент картины Пьера Нарсиса Герена.

Сама Тереза обрезала волосы чуть выше плеч, завивая их “под греческие статуи”, но скоро девушки стали стричься ещё радикальнее. Новая причёска называлась “а-ля Тит”, то есть - как у древнеримского политика Тита. Волосы стриглись на равную длину по всей голове, так коротко, что были открыты уши, и затем завивались. Эту причёску носили одинаково и женщины, и мужчины. Женщины часто повязывали поверх стриженых волос ленты, полагая, что это делает причёску ещё античней.

Иллюстрация к модному журналу начала девятнадцатого века.

Нигилистки

В шестидесятые годыдевятнацатого века многие молодые дворянки в России отстригали девичьи косы, а молодые дворяне, к негодованию общества, отпускали бороды (которые, как считалось, по статусу приличны людям в возрасте и с положением) и, напротив, слишком поздно шли стричься - когда волосы уже начинали падать на плечи. Нынешнего слова “хипстер” тогда и слыхом не слыхивали. Все эти молодые люди были нигилистами, то есть отрицателями - всего старого, что мешает прогрессу.

Среди идей нигилизма была борьба с пустым эстетизмом, зря возбуждающим сентиментальность и половую чувственность. В рамках этой борьбы девушки отказывались от корсетов, сложных в носке и уходе ярких платьев и пышных юбок, надевая вместо того блузки и самые простые фасоны юбок. Причёски из длинных волос, за которыми в условиях девятнадцатого века уход был не очень прост, тоже объявлялись эстетизмом.

Картина Владимира Маковского.

Стриженые волосы высвобождали около часа времени каждый день - не считая ещё пары часов в те дни, когда обычно происходила помывка и просушка волос - и это время предполагалось тратить на что-нибудь более полезное. Например, на учёбу. Хотя с женским высшим образованием в России всё обстояло очень сложно, многие прогрессивные студенты, профессора, врачи бесплатно давали лекции, собирая аудиторию на частных квартирах.

Носили короткие волосы не только исповедницы радикальных идей. В шестьдесят первом году, после отмены крепостного права, мелкие помещики оказались на грани нищеты. Крупные помещики выкинули из своих домов воспитанниц, бедных родственниц, крестниц - всех, кого называли словом “приживалки”, то есть иждивенки, хотя очень часто эти женщины имели вполне определённые обязанности в работе по дому. Страна оказалась переполнена бедными дворянками на грани голодной смерти.

Сельская учительница. Картина Константина Трутовского.

В результате круг допустимых для дамы профессий негласно очень сильно расширился. Девушки поступали на работу не только гувернантками, учительницами и компаньонками, но и наборщицами в типографии, литературными редакторами, журналистками, продавщицами, секретарями. Работа, однако, давая прожить хоть как-то, часто не давала возможности обзавестись горничной и не оставляла сил ухаживать за длинными волосами, так что, глядя на нигилисток, обрезали волосы и многие другие девушки, родственникам объясняя, что это просто мода. Со временем, из-за активного преследования политически неблагонадёжных девушек, мода сошла на нет.

Комиссарши

В двадцатые годы в СССР получила массовое распространение стрижка в виде короткого каре. Хотя не каждая девушка с такой стрижкой была комиссаром, всё же всех стриженых звали скопом - “коммисарши”. К стрижке частенько полагался платок, повязанный узлом назад (в отличие от обычного русского платка, закрывавшего волосы и порой шею), короткая (до колена) юбка и кожаная куртка. Некоторые из юбок перелезли в брюки. От одежды требовалось одно: чтобы она не ограничивала свободу движения. От волос, по сути, требовалось то же самое. Газеты осуждали юбки и платья, сковывающие женщине ноги, словно лошадиные путы, излишнюю закрытость, мешающую закалке и наслаждению воздухом и солнцем, напоминали, что за косы девочек и женщин традиционно таскали по избе - они были одним из способов проявить власть над женщиной.

Картина Георгия Ряжского.

В Европе и США шли те же тенденции, хотя вряд ли кто-то из модниц счёл, что остригает волосы под влиянием коммунистов. Девушки активно осваивали спорт, автомобиль и полёты на самолётах, и с этим новым образом жизни сложные пучки и простые косы мешали.

Хотя в тридцатые годы пошёл разворот на демонстративную женственность, и вскоре брюки стали недопустимой на работе (если она была не физической) одеждой, всё же каре продолжало считаться допустимой стрижкой даже в школе с её очень суровым подходом ко внешности девочек. С каре, например, вошла в историю советского кинематографа Наталья Варлей - правда, играла она не обычную девушку, а спортсменку, способную в одиночестве путешествовать по горам.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится