«Зимний дворец в миниатюре»: что пришлось пережить дому-усадьбе Апраксиных-Трубецких?
0
0
891
просмотров
Его называют «комодом» и «Зимним дворцом в миниатюре». Это здание – фактически единственный «представитель» архитектурного стиля растреллиевского барокко в центре Москвы. А еще так случилось, что именно этот дом хранит в себе память о многих великих людях России. В разное время и по разным поводам в нем оказывались Пушкин, Станиславский, Менделеев и другие знаменитые личности.

След Растрелли?

След Растрелли? Московское здание в стиле Растрелли.

Здание, расположенное на улице Покрове, было построено в XVIII веке по заказу графа Матвея Апраксина. Интересно, что точной информации о его архитекторе нет – есть только ряд предположений. Поскольку строение очень напоминает питерские работы Растрелли и особенно – знаменитый Зимний дворец, его авторство приписывают кому-то, кто работал именно в таком стиле. Например, это мог быть один из учеников великого архитектора либо сам Растрелли.

У Зимнего дворца действительно много общих черт с домом Апраксина.

Также есть версия, что спроектировать дом мог Дмитрий Ухтомский, который в период правления Елизаветы был главным архитектором Москвы и подарил столице немало красивых зданий. Кстати, он и подписал план двора с будущими постройками на этом земельном участке на Покровке.

Дворец Апраксиных-Трубецких у Покровских ворот, 1866 год. /Худ. А. Кондырев.

Массивные наличники и лепнина, крупные колонны, изогнутые формы, скругленные углы, пышно декорированная фасадная часть, флигели, соединенные с основным зданием арками и переходами – все это смотрится очень по-питерски. Изогнутые линии фасада чередуются с плоскими и выпуклыми поверхностями.

Дворец Апраксина и в наши дни шикарен.

Здание отличается обилием барочных элементов и богатым декором. В общем, с архитектурной точки зрения, это настоящий мини-дворец.

Здание очень богато и оригинально украшено.

Новые владельцы

Через шесть лет после постройки, в 1772 году, Апраксин продал усадьбу князю Дмитрию Трубецкому, прадеду Льва Толстого. К этому времени мода на подобный стиль зданий стала сходить на нет, и горожане этот необычный особняк стали в шутку называть «комод». И правда: если окинуть его взглядом со стороны, то он чем-то напоминает огромный старинный комод. Это прозвище могло быть связано еще и с тем, что Трубецкой пристроил к расположенным по бокам флигелям второй этаж, а по дальней границе своего огромного участка выстроил еще один корпус, в котором располагалась конюшня. Таким образом получился замкнутый внутренний двор.

План усадьбы Апраксиных-Трубецких. Экспликация: 1 – Главный дом. 2 – Восточный флигель. 3 – Западный флигель. 4 – Служебный корпус.

Ну а самих обитателей усадьбы и их потомков, иными словами, всю младшую ветвь этого знаменитого рода, современники прозвали «Трубецкие-Комод».

Ретро-фото дворца Апраксина, сделанное уже при новых владельцах.

Кто здесь только не бывал!

О знаменитых людях и связанных с ними событиях, память о которых хранит московский «Зимний дворец в миниатюре», стоит сказать отдельно.

Во-первых, в этом доме граф Николай Толстой сделал предложение княгине Марии Волконской. Как известно, в этом браке впоследствии родился великий писатель Лев Толстой.

Во-вторых, когда Трубецкие надолго уезжали в свое подмосковное имение, свой «комод» они сдавали квартирантам, и в течение 1849-50 годов в их доме жил Дмитрий Менделеев.

А еще, по воспоминаниям сестры Александра Сергеевича Пушкина, в детстве ее с братом возили в усадьбу к Трубецким на занятия по танцам. Да и во взрослом возрасте великий поэт не раз заезжал в этот дом в гости к Трубецким.

Здесь бывал Пушкин.

В 1861 году вдова Юрия Трубецкого, последнего владельца, продала здание. С тех пор в доме-комоде стала работать мужская гимназия. И этот период опять же связан с целым рядом исторических личностей. В разное время в гимназии учились физик и родоначальник аэродинамики Н. Жуковский, философ В. Соловьев, легендарный режиссер К. Станиславский, писатель А. Ремизов и другие великие люди.

Фото, сделанное в начале прошлого века

Советские годы

Гимназия работала в этих стенах вплоть до 1917 года. После революции учебное заведение большевики закрыли за ненадобностью, а домовую церковь, которая располагалась в одном из помещений гимназии, уничтожили. Все здание отдали под коммунальные квартиры. Новых жильцов не особо волновала история особняка и они, скорее всего, даже не задумывались о том, что его внутреннее и наружное убранство представляет собой архитектурную ценность. Да если бы и знали – вряд ли стали бы церемониться с «пережитками буржуазии» в условиях разрухи и борьбы со старыми ценностями.

В годы гражданской войны жильцы коммуналок дома-комода активно разбирали паркет, лестничные перила, мебель, отрывали со стен в комнатах декоративные деревянные элементы и топили ими печи. А когда все, что только можно было использовать в качестве дров, было сожжено, в ход пошли и двери.

Этот шикарный дом-дворец пережил многое. В позапрошлом веке в здании был пожар и выгорела часть внутренних помещений, а в советские годы граждане сожгли почти все деревянные элементы и мебель.

Впрочем, коммуналки здесь просуществовали недолго, и здание снова стало нежилым. За годы социализма его передавали разным организациям. Например, тут в свое время располагался районный Дворец пионеров, а также НИИ Геофизики. Сейчас в здании располагаются несколько организаций.

Дом-комод в стиле Растрелли. Вид издалека.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится