Вездесущая возможность внезапной и мучительной смерти не только увеличила религиозные стремления к покаянию, но также вызвала истеричное стремление к поиску весьма оригинальных и пугающих развлечений в художественном образе смерти.
«Пляски смерти» являлись своеобразным диалогом между живыми и мертвыми.
Они напоминали людям о неизбежности смерти и даже советовали им быть готовыми к ней в любое время.
Фрески и панно, посвященные этой пугающей традиции имеют очень давнюю историю и широкое распространение.
Существует даже легенда о трех живых и трех мертвых.
В которой на прогулке или охоте, молодые джентльмены встречаются с усопшими (иногда описываемых как их предки), которые предупреждают их о том, что «вы скоро как и мы будете...»
Многочисленные скульптурные версии этой легенды встречаются уже начиная с 13 века и как считается, поздней эволюционировали в художественное представление «пляски смерти».
Сами «пляски» зачастую изображались как хоровод, возглавляемый самой смертью или цепью из переменно мертвых и живых танцоров.
Как правило, во главе хоровода располагались высшие чины средневековой иерархии (Папы Римские, князья и императоры).
Заканчивался хоровод самыми непривилегированными гражданами (нищими, крестьянами, и детьми).
Каждого при этом сопровождал удивительно веселый усопший.
Обычно к каждой жертве прикрепляется короткий диалог, в котором смерть призывает его или ее танцевать.
Например:
Император, твой меч не поможет тебе.
Скипетр и корона негоже здесь.
Я взял тебя за руку,
ибо ты должен прийти на мой танец.
Кто был глупцом, кто мудрецом,
кто нищим или императором.
Будь то богатые или бедные, все равны в смерти.
Считается что пугающе оптимистичная традиция изображения живых танцующих с мертвыми пришла в Европу из Испании.
Первоначальные легенды и диалоги эволюционировали в картины, став своеобразным уроком равенства всех перед смертью, который могли понять даже неграмотные люди, а таких в те времена было подавляющее большинство.