«Бог есть»: основные идеи средневекового богослова Фомы Аквинского
1
0
578
просмотров
Фома Аквинский — одна из главных фигур на поле средневековой философии. Он связал античные учения и современные ему религиозные идеи, был канонизирован и признан учителем церкви. Также Фома Аквинский однозначно, как казалось в те времена, ответил на вопрос о существовании Бога. «Бог есть», — сказал Фома и привел пять доказательств.

Пять причин

Самый известный трактат Фомы Аквинского — «Сумма теологии». Именно в него философ включил знаменитые доказательства бытия Божия. Фома отверг идею, будто существование Бога определяется лишь верой в него. Первое доказательство — в движении. Если объекты движутся, это не может происходить само по себе. Должно существовать некое первоначало, неподвижное и неизменное, под которым Аквинский и подразумевает Бога.

«Второй путь — из смысла действующей причины». В мире, по Фоме Аквинскому, существует «порядок действующих причин». Однако он не может быть бесконечным. Как и у движения, у причины должен быть исток — Бог. Третья причина — «из возможного и необходимого». Сущности, которые философ называет необходимыми, должны иметь причину своей необходимости. И лишь финальное звено этой цепочки не испытывает необходимости ни в чем, но в то же время является причиной необходимости для прочего. Это и есть Бог.

Фома Аквинский.

Четвертое доказательство кроется в том, что все в мире обладает той или иной степенью совершенства. Однако для того, чтобы эти степени определить, должен быть эталон, мерило. И этот эталон — Бог. Пятое доказательство Фомы Аквинского гласит, что у всего в мире должна быть некая конечная цель. Как вы уже догадались, цель, к которой стремится все и вся, — и есть Бог.

О власти

Однако не доказательствами едиными известен Фома Аквинский. В своих философских изысканиях схоласт опирался на учение Аристотеля, пытаясь приспособить его к средневековым реалиям. Поэтому богослов не мог обойти стороной его трактат о политике. Анализируя политические взгляды Аристотеля и рассуждая о формах правления, Фома Аквинский приходит к выводу, что самая оптимальная из них — монархия, однако не наследственная, а выборная. Также он считал, что власть монарха не должна быть незыблемой — если он превышает полномочия, всегда должна быть возможность его сменить.

Папу римского Фома Аквинский ставил выше монархов и полагал, что именно понтифик должен иметь право вмешиваться в светские дела и выступать в качестве арбитра.

Речь и память

В Средние века текст сказанный ценился выше текста написанного. Все из-за того, что Христос проповедовал, а не излагал свои мысли на бумаге. Именно поэтому труды Фомы Аквинского приближены к устной речи. «Сумма теологии» представляет собой диалог, в рамках которого схоласт задает вопрос и сам же на него отвечает.

«Сумма теологии», издание 1596 г.

Современники отмечали, что у Фомы Аквинского была удивительная память. Он запоминал абсолютно все, что когда-либо читал или видел. Впрочем, неудивительно для времен, когда приходилось говорить чаще, чем писать; конспекты еще были не в ходу, да и в Гугле подсмотреть не было возможности. Фома Аквинский решил поделиться своими секретами запоминания с будущими поколениями и составил список мнемонических правил. Например, он предлагал чаще размышлять о предмете своего запоминания, придумывать ассоциации, систематизировать информацию. Эти советы актуальны и по сей день.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится