Что радовало простых европейцев в Средние века?
0
0
734
просмотров
Нам хорошо известен образ быта средневекового человека, в котором было много труда и мало отдыха. Господь велел трудиться, а церковь заставляла жить в послушании и платить за грехи. Но обыденность и серость средневековых будней не могла полностью властвовать над умами. Немецкий богослов, ярчайший представитель позднесредневекового социума, Мартин Лютер как-то сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт!». Общество Старой Европы могло и хорошо умело развлекаться.

Реакция

Реакция Игры в Средневековье.

Современность знает массу характерных черт проявлений эмоций человека. Этикет и нормы поведения в обществе накладывают определённые запреты на бурные всплески радости или недовольства. По крайней мере подобные выпады сталкиваются с негодованием и осуждающими взглядами. Средневековье не было таким сдержанным: хохот был громогласным, слёзы неистощимыми, веселье шумным, ярость необузданной. Скромная и лукавая улыбка была характерна лишь для куртуазных мероприятий. Хронисты и художники не отмечали в своих произведениях означенные явления, а поэты и романисты брали на вооружение эти искусственные образы поведения элиты. Однако за рамками аристократического общества Средних веков можно наблюдать жуткие жесты и гримасы, истошный рёв и широко раскрытые рты, которые разражались смехом. Горесть и печаль как проявление человеческих эмоций не так интересна, как радость и веселье. По свидетельствам многочисленных новелл, историй, произведений изобразительного искусства смех вызывали повседневные и совершенно обыденные вещи. Неожиданное падение в людном месте, ловкая проделка, острое словцо, и, конечно же, масса зарисовок на темы ниже пояса.

От хохота разрывались и площади рынков, и ярмарки, и улицы, и таверны. Зато Церковь смотрела на всё это с опаской и презрением: неспособность держать себя в руках — это всё проделки тёмных сил. У клириков возникал резонный вопрос: «а веселился ли Иисус Христос?». Пожалуй, об этом они знать не могли по объективным причинам.

Коллективная услада

Коллективная услада Массовые забавы

Что несёт средневековому обществу радость и развлечения? Конечно же, праздники. Это самая главная коллективная форма получения удовольствий в социальной среде. Они, безусловно, очень ценились и их очень ждали. О поводах никто не беспокоился: их был вагон и маленькая тележка. В город въезжал господин или же на селе прошли удачные роды — честной люд закатывал пирушку. Ну, а ритуальных или церковных дат было предостаточно: Сретенье, Пасха, Рождество, вербное воскресенье, день Иоанна Крестителя, Троица, Вознесение и т. д. Сопровождались церковные праздники либо поеданием блинов, свинины, баранины, либо хозяйственными работами: крестьяне жгли сорняки, уничтожали насекомых или животных. Конечно же, отдых был самым желанным и долгожданным явлением во всей Европе данной эпохи. На селе и в городской среде около трети суток в году были выходными. Как правило, из-за народных гуляний.

Праздничная процессия.

А какие праздники без процессий и музыки? Люди шли по городам и весям, пели хором с инструментальным сопровождением: барабаны, флейты, виеллы присутствовали на подобных мероприятиях. Сведения прежде всего относятся к церковной музыке. О народных праздничных песнях мы знаем не так много. А какой праздник без плясок? Средневековые миниатюры и картины авторов раннего Возрождения пестрят танцевальными сюжетами. Женщины и мужчины танцевали отдельно в своих кругах. В XV веке знатным европейцам было известно некое подобие «белого танца» — кароль. Церковь опять же смотрела на подобные вещи сквозь пальцы и осуждала. Однако сами клирики плясали у алтаря в круге, держа друг друга за палец.

Праздник в городе.

А как быть празднику без ломящегося от выпивки и яств стола, без похода в шумную таверну и, конечно же, без лихого мордобоя? Для привилегированной части населения на праздники приглашались скоморохи, кочующие музыканты, певцы, которые воспевали любовные дела и подвиги истинных рыцарей. Простой люд довольствовался драками один на один где-нибудь на городских задворках или с упоением наблюдал за процессом у виселицы. Но всё же были и более гуманные развлечения: на площадях выступали жонглёры, трубадуры, а позднее появились и театральные представления — мистерии. Актёры на подобных мероприятиях имели достаточно свободы для того, чтобы показать все пороки и проколы местных властей, а также чтобы выделить все достоинства нравственного развития социума. Спектакли и представления были бесплатными и независимыми, однако к XIV веку городские власти взяли под свое крыло артистов для того, чтобы избежать придирок со стороны церковников.

Простой человек шёл вместе с процессией, распевая песни, хлопал в ладоши талантливым артистам, пил в средневековых кабаках и иногда участвовал в коллективных драках. Подобные вещи приносили ему удовольствие.

Правила игры

Для человека эпохи Средних Веков игра — это всегда наделённая смыслом деятельность, которая могла подарить славу или деньги. И совершенно не важно, что ждало участника: бесславное поражение или головокружительная победа. Он всё равно сражался и шёл на риск и хитрости. Игра вызывала массу самых разных чувств и эмоций. Священнослужители ещё с IX века сформировали своё отношение к подобной деятельности: это бесполезное и бессмысленное занятие, которое отнимает много времени, которое следовало бы посвящать молитвам.

В городах народ играл в мяч или в лапту. Игра в мяч напоминала скорее современный большой теннис: шарик из соломы, а иногда из шерсти перебрасывали через сетку или деревянную стенку с помощью своеобразных ракеток. Ракетки мастерили из дерева. Лапта была более массовым, командным развлечением: играли всей семьёй, цехом и даже кланом. Средневековая лапта может показаться сейчас довольно травмоопасной: твёрдый предмет из дерева пинали руками, ногами, а иногда и палкой.

Шахматная игра.

А как жить без настольных игр? Особенно азартных. Широкую популярность в народной среде средневековой Европы получили кости. Играли все: от самых неказистых бедняков до крупных магнатов. Играли, разумеется, на деньги. Масло в огонь подливала окружающая игру среда: шумные таверны, алкоголь, оружие. За хитрости или жульничество платили стабильной валютой — кулаком или кинжалом. Карточные игры в Европе появились лишь в XV веке на заре эпохи Великих Географических Открытий.

Главенство в игровой сфере, всё-таки было за «игрой королей» — шахматами. В Европе они были известны ещё с VIII века. Только знать могла позволить себе подобные интеллектуальные баталии. Успех игрока зависел от ряда важных качеств: острого ума и острых глаз, хорошей памяти. Настоящее сражение, в котором не было места для вероломных выходок, но находилось для хитрых тактических приемов. Проигрыш в подобном состязании вводил поверженного соперника в бешенство. Известно, что сын Вильгельма Завоевателя, будущий нормандский герцог Роберт после поражения в шахматах разломал игровую доску о голову своего отца.

Средневековая сфера развлечений несла массу позитивной энергии, но чрезмерная эмоциональность европейского общества накладывала свой отпечаток на неё. Праздники, игрища, пирушки могли очень сблизить самых разных представителей социума, но и обострить отношения между ними.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится