Удивительная штука — сказки. Почти в каждой, если хорошенько поискать, можно найти древние символы и знаки. В кажущейся нам сейчас глупой бессмыслице наверняка скрыт смысл, значимый для наших далёких предков.
Вот, например, «Репка». Казалось бы, ничего особенного. Но если взглянуть пристальней, можно найти кое-что интересное. «Репка» имела сугубо практический смысл: рассказать маленьким детям о большой семье. Первым брался за репку глава — патриарх. А затем звал на помощь по очереди всех членов семьи. Всех детей, внуков, невесток, зятьев и прочих родственников в порядке старшинства.
Последним злобный овощ помогал вытащить ребёнок — тот, кому сказку рассказывали.
Так и заучивались родственные связи и старшинство. Но речь сегодня не о корнеплоде, а о страшных героях сказок.
Детей пугали разными существами. Лешими, домовыми, упырями и вурдалаками. Бесчисленная нечисть только и ждала, чтобы откусить кусочек от человека. Но отдельно от них стоит Бабайка. Персонаж появляется во многих местах, где славяне соприкасаются с тюрками. Север Казахстана, Сибирь — там он просто страшный дед, «бабай», уносящий или наказывающий непослушных детей. Но особая фактура у него на юге России и на Украине.
Здесь он не просто старик: он безрукий, хромой или даже безногий, иногда немой и очень уродливый.
Он злое существо, но наказывает только за проступки. Может отобрать и унести одежду, игрушки и даже еду. И самое страшное — забирает детей неведомо куда.
Но если поскрести это страшилище, отмыть от прошедших веков, то мы получим очень конкретного деда. И зовут его Бабай-Ага. Это сборщик дани времен турецкого владычества. Он собирает налог, наказывает за провинности, отбирает всё самое дорогое.
Бабай страшен и частенько калека — ведь это дослужившийся до старости воин, с уродливыми шрамами и увечьями. И детей он действительно забирает! Для войска янычар нужны мальчики, да и девочки для невольничьих рынков тоже сойдут. Очень страшный человек! И пугают им, потому что есть чего бояться.
Пройдут столетия, и ужасный Бабай-Ага превратится в «бабайку».
И матери, рассказывающие «сказку о серой бабайке», уже не будут помнить, чем он страшен. Но тень этого старого врага будет ещё долгие годы пугать детей. Вот он, страшный Бабай, заглядывает в окно — прячься скорей!
И он такой не один — враг, превратившийся в «плохого» персонажа. Больше всего их сохранилось в былинах. Половецкий хан Тугоркан обратился в злого богатыря Тугарина Змеевича. Ханы Золотой орды сливаются в Калин-царя, осаждающего Киев. А хазарские набеги остаются в памяти как Жидовин — противник Ильи Муромца. Хан Кончак, устраивавший набеги на Русь, в «Слове о полку Игореве» называется «поганым кощеем» и прячется в сказках в образе злого чародея.
Кто знает, может и наши враги останутся в веках только персонажами сказок. И будут пугать детей каким-нибудь злым подкроватным Ыгылом и бородатым Алькуедом.