Гай Цильний Меценат и другие меценаты
764
просмотров
Невозможно подсчитать скольких шедевров могло бы лишиться человечество, если бы не люди, смыслом жизни которых стала поддержка художников.

Первого мецената звали Меценат

Скорее всего, такие люди существовали всегда, и возможно даже в первобытном обществе художника, рисовавшего на стенах пещер сцены охоты, подкармливали его соплеменники в знак поощрения его таланта. Традиция поддерживать скульпторов, живописцев и архитекторов была и в Китае, и в Индии, в Древнем Египте. Но первым человеком, чье имя дало название этому явлению — меценатству, жил в I веке до н. э.

У римского аристократа Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas) было немало заслуг. Он участвовал в сражениях и интригах, и даже какое-то время был вторым лицом в Римской империи, но в историю он вошел как бескорыстный покровитель искусств, друг поэтов и художников, а его имя стало нарицательным. Может быть это произошло после того, как через сто лет после смерти Гая Цильния римский поэт Марциал посетовал: «Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!». А может быть его имя стало нарицательным потому, что великие поэты из окружения Мецената, Вергилий и Гораций не были неблагодарными, и воспели его в стихах.

Меценат представляет императору Августу свободные искусства.

Гай Цильний Меценат был эпикурейцем. Для того, чтобы предаваться всем радостям земным у него были все возможности. Он родился в богатой аристократической семье, был дружен с императором Октавианом Августом и жил в роскошном дворце, окруженном садами. Но этого ему было недостаточно. Чтобы наслаждаться жизнью в полной мере, ему надо было покровительствовать талантам. Он не только окружил себя художниками и поэтами, которых он лично поддерживал и защищал, но и, пользуясь своей близостью к императору и будучи при нем негласным «министром культуры», содействовал созданию государственной системы финансовой поддержки искусств.

Карл Великий и Каролингское возрождение

После падения Римской империи европейское искусство переживало не лучшие времена. Приемы и навыки античного реализма на территориях, захваченных варварами и вандалами, начинают теряться. После возникновения новой мощной империи — Византийской, и победы в Европе христианства, главным заказчиком художников становится церковь. Но живописцы и скульпторы вынуждены были творить строго в рамках канонов. Тем не менее Средневековье позволило художникам совершенствовать технику, что со временем привело к новому расцвету изобразительных искусств, которое мы знаем под названием Возрождения.

Карл Великий и папа Адриан I, 1493 г.

Этому в немалой степени способствовал король франков Карл, заслуженно получивший имя Великий. Он понял, что не войны, а развитие науки и культуры благотворно влияет и на развитие государства, и на жизнь его подданных, и на отношения с соседями. Карл Великий был не только воином, но и первым в Европе монархом-просветителем. Он создал при своем дворе в Ахене придворную школу, которая позже стала называться Дворцовая Академия, а также сеть монастырских школ для обучения низшего сословия.

Результаты не заставили себя ждать. В Европе вырос интерес к светским знаниям и начался расцвет литературы, архитектуры и изобразительных искусств.

Династия Медичи. Меценаты или спонсоры?

В эпоху Возрождения меценатство стало широко распространенным явлением. Короли, императоры и высшая знать Европы стали соперничать друг с другом в украшении своих дворцов, замков и городов. Сложились новые формы меценатства. Кроме прямых заказов художники получали придворные должности и пожизненные пенсии.

Крупнейшим меценатом Возрождения принято считать Лоренцо Великолепного, славного представителя влиятельной семьи Медичи, правящей Флоренцией в течение практически всего XV века. Медичи руководствовались в своем правлении тремя равновеликими принципами: Patriae decus, familiae amplitude, incrementum atrium — «польза отечества, величие семейства, возрастание искусств».

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи.

Правда, мнения историков разделились. Кем были Медичи? Меценатами или спонсорами художников? Наверное, истина заключается в том, что будучи в первую очередь удачливыми банкирами и торговцами, они смогли разработать гибкую многостороннюю систему помощи живописцам, скульпторам и архитекторам, чтобы никто не оставался в накладе: ни художники, которым щедро оплачивались заказы, ни горожане, которые любовались прекрасными зданиями и памятниками, ни сами Медичи, чья слава росла вместе с известностью тех, кто на них работал. Этот список не может не впечатлять. В нем можно найти почти всех гениев Возрождения: Микеланджело Буанаротти, Сандро Ботичелли, Бенвенуто Челлини, Рафаэля Санти и многих, многих других.

Франциск I и французское Возрождение

Самым противоречивым меценатом был король Франциск I. Он стал вести многочисленные войны, в том числе и с Италией. Эти походы закончились тем, что монарх… увлекся культурой Возрождения и стал уже во Франции покровительствовать деятелям искусств и приглашать к своему двору художников, ученых и поэтов.

Франциск I, Жан Клуэ, 1527−1530 гг.

Например, в его замке Кло-Люсе жил и творил Леонардо да Винчи, Рафаэль написал для него картину «Архистратиг Михаил», а Бенвенуто Челлини работал над украшением его дворца Фонтенбло. Франциск I основал королевскую типографию и сделал доступной для ученых свою библиотеку. Но наряду с этим он жестоко расправлялся с теми, кто не придерживался католической веры. По его приказу еретиков сажали в тюрьмы и сжигали на кострах.

Людовик XIV, Ротшильды и другие меценаты

Многие монархи европейских стран оказали огромное влияние на развитие мировой культуры, помогая деятелям искусств своего времени. Например, Людовик XIV поддерживал великих драматургов Жана-Батиста Мольера и Жана Расина. Прусский король Фридрих II Великий опекал музыкантов Берлинской школы, художников и философов. Король Баварии Людвиг II покровительствовал Рихарду Вагнеру. Их примеру следовали многие аристократы (например, венгерские князья Эстерхази).

Со временем к меценатам присоединилось новое сословие — буржуазия. Семья Ротшильдов, владевшая крупнейшими мировыми банками XIX века, заставила свои деньги работать на культуру. Четыре поколения семьи в разной форме помогали французским музеям в том числе и Лувру: способствовали формированию их коллекций, делали денежные пожертвования и финансировали археологические раскопки.

Историческое здание Бритайнской галереи Тейт у Воксхолльского моста.

В Европе начали появляться музеи, основанные меценатами. В Лондоне на деньги изобретателя сахара-рафинада Генри Тейта открыта крупнейшая галерея британского искусства. В Нидерландах на основании коллекции Елены Крёллер-Мюллер открыт музей современного искусства, который сегодня носит ее имя. В Лиссабоне в музее имени Галуста Саркиса Гюльнбекяна можно увидеть собрание нефтяного магната, которое высоко оценивают и посетители, и искусствоведы. Этот список можно продолжать и продолжать.

В ХХ веке самыми крупными меценатами стали американцы. Результатом их деятельности стали, например, всемирно известные музей Гуггенхайма, Карнеги-Холл и другие культурные институции, оказавшие значительное влияние на развитие и популяризацию современного искусства не только в США, но и во всем мире.

Российские меценаты

История российского меценатства не менее славна, чем европейская. В России до XIX века меценатами традиционно были цари, императоры и знатные богатые вельможи. Они создавали музеи и театры, покровительствовали архитекторам, строившим храмы и дворцы, летописцам и ученым. Особенно сильно меценатство начало развиваться в XVIII веке, когда после преобразований Петра I в Россию хлынули идеи европейского Просвещения.

Старейшими российскими меценатами была семья Строгановых. Они не только преумножали семейное богатство. Со времен правления Ивана Грозного несколько поколений династии Строгановых вносили значительную лепту в становление русского искусства. Они строили много деревянных и каменных церквей, что повлияло на развитие русской архитектуры. В их мастерской крепостные художники трудились над новым стилем — строгановской иконописью. Благодаря Строгановым русское церковное пение прославилось на весь мир, потому что они поддерживали композитора Николая Дилецкого, работавшего над тем, чтобы оно стало многоголосым.

Казанский собор, 1821 г.

Позднее Строгановы стали собирать коллекцию предметов искусства, и Бартоломео Растрелли построил в Санкт-Петербурге дворец, где была размещена картинная галерея. При участии Строгановых в Петербурге был возведен Казанский собор в честь победы 1812 года, а в 1825 году в Москве построена рисовальная школа, знаменитая Строгановка.

С каждым годом в России меценатов становилось все больше и больше и на рубеже XIX — XX вв. настал золотой век русского меценатства, когда этим благородным делом стали заниматься купцы и промышленники. Каждый из них заслуживает отдельного подробного рассказа. К сожалению, после 1917 года новое советское государство сделало частное меценатство невозможным, и даже слова «благотворительность», «филантропия» и «меценатство» стали чуть ли не ругательными. В ХХI веке в пост-советской России традиции меценатства снова начали возрождаться. Банки и промышленные предприятия сотрудничают с музеями и театрами и организовывают фонды помощи художникам и артистам.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится