Екатерина II и ее нравственный облик
393
просмотров
Чаще всего, оценивая императрицу Екатерину II, подчеркивают ее величие государственного деятеля, но весьма негативно характеризуют нравственность. Для немецкого кинематографа определенного жанра она становится одной из любимых героинь. Но справедлива ли такая оценка?

Прежде всего, нравственность многогранна и не сводится только к одному показателю. Начнем с главных ценностей. Надо сказать, что Екатерина считала себя христианкой и придерживалась христианских ценностей, но жила в реальной жизни. Руки многих правителей обагрены кровью политических противников, конкурентов в борьбе за власть и т.п. Есть ли кровь на совести Екатерины?

Надо сказать, что в отличие от многих своих предшественников Екатерина не жаловала смертную казнь как средство политической борьбы. Если Петр Великий, полагавший себя в окружении врагов, не пожалел даже собственного сына, или Анна Иоанновна, сама по себе не очень злая, но доверившая борьбу с внутренними врагами людям, не стеснявшимся в средствах, вроде Андрея Ушакова, Екатерина, как и ее предшественница Елизавета, редко прибегала к этой мере.

У нее впрочем, тоже был свой «Ушаков» — Степан Шешковский, глава Тайной экспедиции, который активно практиковал пытки, но казнь зависела только от императрицы. Екатерина часто смягчала жестокие приговоры. Например, известный просветитель А.Н. Радищев, считавшийся опасным «якобинцем», был приговорен к смертной казни, но Екатерина заменила ее на каторгу в Сибири. Даже к Пугачеву, вина которого по тем временам была наиболее тяжкой, она отнеслась относительно милостиво. Мятежник и самозванец был приговорен к четвертованию, то есть отрубанию конечностей, а только затем головы. Но по приказу Екатерины, палач сразу отрубил Пугачеву голову, избавив его от страданий.

Вместе с тем совесть ее все-таки отягощена кровью, пусть и без ее прямого указания. Во-первых, это ее муж Петр III, который умер при загадочных обстоятельствах через неделю после свержения с трона и захвата власти Екатериной. Хотя официальная версия говорит о желудочной болезни экс-императора, но она вызывает большие сомнения. Совершенно очевидно, что живой Петр был бы постоянной угрозой для Екатерины.

Ясно, что она не отдавала приказа его убивать, но Алексей Орлов и сам понимал желание императрицы. Так что косвенно эта смерть лежит и на ней. Похожая ситуация сложилась и в отношении еще одного кандидата на престол – Иоанна VI Антоновича, который хоть и не знал, кто он такой, и томился в заключении более 20 лет, мог стать орудием в руках противников Екатерины, являвшейся классическим узурпатором трона. В результате охрана Ивана VI получила тайное предписание умертвить узника, при попытке его освободить.

Причем это было нужно сделать даже тогда, если кто-нибудь явится даже с указом самой императрицы об освобождении. Хотя не доказана версия, что попытка В.Я. Мировича освободить Ивана 5 июля 1764 года, при которой охранники выполнили предписание, была провокацией самой Екатерины, коварство самого предписания налицо. Она могла убить Ивана, просто направив свое распоряжение о его освобождении. Так что смерть несчастного Иоанна тоже на ее совести.

Даже ее сложные отношения с сыном Павлом были связаны с тем, что он являлся явнейшим соперником во власти, поскольку она фактически отобрала престол не только у мужа, но и у сына. В результате Павел 34 года пробыл затворником в Гатчине и страстно ненавидел мать. Так что на отсутствие любви к власти Екатерина не жаловалась.

Нужно сказать, что в отличие от предыдущих императриц, склонных к роскоши и растратам казны, Екатерина отличалась относительной скромностью. Если Анна Иоанновна и Елизавета Петровна значительную часть казенных средств тратили на личные увеселения, наряды и т.п., Екатерина относилась к этому проще. Это не означает, что она ходила в каком-то рубище и не организовывала балов и развлечений. Но все это она делала в определенных политических целях, а не для себя лично.

Скажем, вскоре после занятия престола она стала надевать богатые русские национальные костюмы, чтобы продемонстрировать народу свой патриотизм. Она часто обряжалась в весьма дорогостоящие платья и носила баснословно стоящие драгоценности, но с целью подчеркнуть богатство России перед лицом иностранцев и в глазах собственных подданных.

В повседневной жизни Екатерина носила простую и удобную одежду. Это касалось и балов. Они организовывались, прежде всего, как демонстрация богатства и могущества России. Кроме того, богатство и пышность екатерининских балов очень импонировали русскому дворянству, на которое Екатерина опиралась, и в угоду которому они устраивались. Другое дело, что все это тяжким бременем ложилось на казну и на податное население.

Как доказательство скромности Екатерины можно привести факт ее отказа от титула «Великая», который ей пытался вручить Сенат. Прекрасно понимая эфемерность подобных восхвалений, она сказала, что эти пафосные прозвища могут тешить лишь тщеславных мальчишек, а в самой ней ничего великого нет, и даже роста она среднего.

Конечно, когда говорят о нравственности Екатерины, то главное внимание обращают на ее личную жизнь, которая, по мнению и ее, и наших современников была далека от идеалов христианства. В этом есть своя доля правды. Начиная от Сергея Салтыкова, который считается иногда настоящим отцом Павла, заканчивая Платоном Зубовым, список фаворитов Екатерины насчитывает полтора десятка человек. Что ж, возможно императрица была излишне любвеобильна. Однако, значительная часть ее «подвигов» на этой ниве изрядно преувеличена.

Да, у нее были фавориты, от которых она даже имела детей. Но ничего из ряда вон выходящего в этом для той эпохи не было. Она была не замужем, и ее отношения с мужчинами были ее личным делом. Фаворитизм же, как явление, был свойственен всем женским правлениям этого века. Но в пользу Екатерины здесь можно сказать, что в отличие от Анны и Елизаветы, она не зависела от своих фаворитов и не давала им слишком большой воли в политике. Скорее, она использовала их таланты, если они были, как у Орлова и Потемкина, или пользовалась ими самими как Салтыковым или Зубовым.

Екатерина не была святой в плане нравственности, но в сравнении с правительницами того времени, она была менее кровожадна, менее корыстолюбива, гораздо скромнее многих, учитывая ее место. Да, она была властолюбива, но вряд ли в этом плане как то выделялась. А ее любовные дела были личным делом, которое не наносило вреда государственным интересам, а иногда даже приносило пользу в лице такого крупного администратора, как Потемкин.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится