История с похищением «Джоконды»
768
просмотров
Эта история вызвала настоящий психоз по всей Европе. Те, кто не знал о существовании «Моны Лизы», узнали о ней — все газеты пестрели громкими заголовками и фотографиями картины.

Выяснить, когда именно сделан тот или иной снимок, удается далеко не всегда. Но дата этого фото известна — 4 января 1914 года. Фотограф зафиксировал возвращение в музей Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи, похищенной в августе 1911 года. 

Фрагмент древнегреческой статуи в верхнем углу фотографии и надпись «Administration» в левом подтверждают, что дело происходит в Лувре. Прилично одетые господа, окружающие картину, позируют фотографу, демонстрируя свою причастность к происходящему. Но кто они?

Господин в пиджаке, стоящий слева, — скорее всего, представитель администрации музея. Все остальные в верхней одежде — пальто, шляпы, трости. Это позволяет предположить, что эти люди только что появились в Лувре: либо вместе с «Джокондой», либо ради нее. Но они совсем не похожи ни на почетный эскорт, ни на «искусствоведов в штатском», охранявших картину.

Справа из-за картины с довольной улыбкой выглядывает человек, весьма похожий на президента Франции Раймона Пуанкаре, а в некоторых других фигурах можно усмотреть сходство с членами французского правительства. Дело, впрочем, не в персоналиях.

Важно другое — если похищение оценивалось как «удар по престижу Франции», возвращение было обставлено как триумф. Хотя говорить о каких-то заслугах французских следователей или полиции не приходится. Картина нашлась, но нашлась случайно.

Полиция, как и полагается, «рыла землю»: перекрывала границы, задерживала и допрашивала подозрительных лиц, особенно иностранцев. В поле ее внимания попали такие заметные фигуры, как американский миллиардер Джон Морган и испанский художник Пабло Пикассо, а поэт Гийом Аполлинер (мать — полька, родился и жил в Италии) был даже арестован и препровожден в тюрьму. Газеты шли еще дальше: они обвинили в похищении немецкого дипломата, который «постоянно крутился около Джоконды».

В общем, было много патриотических всхлипов, рвения и скандалов, но картина так и не была найдена. Более того, через два с половиной года выяснилось, что «Джоконду» все же вывезли из Франции и она оказалась на территории Италии, где и была обнаружена при попытке итальянца Винченцо Перуджи продать ее флорентийскому антиквару Альфреди Гери.

По официальной версии, основанной на показаниях похитителя, он приехал в Париж на заработки с бригадой маляров, которая летом 1911 года занималась покраской помещений Лувра. В один из выходных дней, когда Лувр был закрыт для посетителей, Перуджа перенес «Мону Лизу» в служебное помещение, вынул картину из рамы и вынес ее из Лувра под рабочей блузой, а позже вывез картину в Италию.

В ходе следствия и на суде Перуджа настаивал, что похитил «Джоконду», чтобы вернуть ее в Италию, откуда, по его словам, картину «украл Наполеон». И обратился к Гери только потому, что тот покупал произведения искусства для музеев Флоренции и других городов Италии.

Патриотическая патетика отвечала духу времени (до начала Первой мировой войны оставалось полгода), и суд приговорил «наивного итальянца» к году тюрьмы.

Вся эта история, начиная с дерзкого похищения и кончая решением суда, выглядит фантастически. А блестящее планирование и реализация похищения наводят на мысли об именитом заказчике. Не исключено, что размах скандала или что-то другое заставило его передумать, и тогда операцию по возвращению «Моны Лизы» пришлось спланировать и реализовать с тем же блеском.

Ваша реакция?