Дуэли как способ разрешения споров и защиты дворянской чести пришли на Русь через московскую немецкую слободу в XVII веке. Их пытался запретить еще царь Алексей Михайлович. Потом и юный царь Петр «смертной казнию» грозил за «смертные убийства». Но русские цари сами воспитывали в русском дворянстве понятие чести: оно подчеркивало привилегированное положение дворян. Расцвет русской дуэли пришелся на конец XVIII и XIX века. Дворяне здесь демонстрировали свое презрение к смерти и храбрость в отстаивании права бросать вызовы и распоряжаться своей жизнью. Представьте, что вы дворянин и вас вызвали на дуэль, а вы не хотите. Что делать? Фактически выбора нет. Откажетесь — назовут трусом и общаться не будут. Извинитесь — тоже могут назвать трусом, а ваш противник все равно будет настаивать на бое. А если Вас обидели, но дуэли не хотите? Если требование извинений останется без ответа, тоже выбора нет. Обращаться в суды считалось трусостью и поступком, недостойным дворянского статуса. Суды — для низших сословий, а дворянину жаловаться не пристало. Он может и должен защищать себя сам!
Так что общественное мнение дуэлям благоволило и упрекало тех, кто, будучи оскорбленным, из трусости их избегает. Особенно модной дуэль стала в среде молодых дворян. Литератор екатерининской эпохи Н. И. Страхов писал, что на встречах дворяне «под страхом перерезания горла соблюдали строжайшее учтивство», но даже и это не спасало, если уж кто хочет драться. Вроде вот и ничем никого не задел, побывав вчера в гостях, а утром уже получаешь письмо, и оказывается, что не так кого-то уважил, не так посмотрел: «тот, кого один раз от роду увидел и едва в лицо помнишь, ругает тебя на повал и во всю Ивановскую, да еще сулит пощечины и палочные удары, так что хоть не рад, да готов будешь резаться… Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шляпою, […] так милости просим в поле…»
Даже извинения и попытки друзей примирить поссорившихся часто не помогали. А как бы вы отреагировали на такое письмо: «С первыми звуками барабана вечерней зори буду ждать у конюшен. Кто не явится, того убью из-за угла, как собаку»? Трудно оставить без ответа такую дерзость. Вот и адресаты этого письма поручика Рощинина приняли вызов (дело было в 1822 г.). Обидели поручика тем, что услышав историю его гнусных похождений с чужой женой, покинули его дом. В тот день Рощинин дрался сразу с двумя и был ранен саблей в горло. За провокацию дуэли его отправили в отставку, а противников никак не наказали, признав, что Рощинин вынудил их драться угрозой убийства.
А вот другой случай, произошедший при Александре I. Штабс-капитан Кушелев вызвал на дуэль генерал-майора Бахметьева. Когда молодой Кушелев был еще 14-летним подпрапорщиком, Бахметьев ударил его палкой за какую-то оплошность при несении караульной службы. Тогда он ответить еще не мог и только вынашивал планы мести. А когда Кушелев вырос, настаивал на дуэли за ту обиду и добился ее. Оба стреляли и промахнулись. Только после этого, доказав, что не боится дуэли, генерал извинился перед Кушелевым. Кушелева приговорили к повешению, но все знали, что приговор в исполнение не приведут. И не привели — Кушелева только лишили звания камер-юнкера высочайшего двора, а Бахметьеву объявили выговор.
Неистребимость дуэлей и ценность для монархов тех нравов, которые вели к их популярности, заставили уже Екатерину смотреть на поединки сквозь пальцы. А после нее дуэли и подавно стали нормой (хотя, например, Николай I считал их дикостью). Если начальство узнавало о дуэли, все обходилось выговорами, мелкими наказаниями или вовсе не каралось. Дрались повсюду, и особенно в армии — из-за женщин, грубости или местных интриг. Причем в любых званиях, от поручика до генерала.
И раз уж дуэльное безобразие стало непобедимо, его нужно было урегулировать. В России стали появляться публикации дуэльных кодексов. А в конце XIX века дуэли узаконили. В 1894 году в армии были изданы правила офицерской дуэли, и дуэль в некоторых случаях стала обязательной. Офицерские ссоры должны были разбираться офицерским судом чести (выборным), который имел право вынести решение о необходимости дуэли для восстановления чести и отмщения обидчику. Поводом к дуэли признавались «оскорбления, соединенные с бранью» и «соединенные с побоями, ранами, ударами, действием», а также обвинения в шулерстве или других подлостях. Фактически при большом желании дуэли мог добиться каждый, нужно было лишь разразиться бранью. Честный офицер не мог ответить ничем, кроме вызова.
Отказавшегося от дуэли обидчика увольняли в отставку. С тех пор большая часть дуэлей в армии (около двух десятков в год) происходила именно по решению судов чести. Около 10% из них заканчивались смертельным исходом, хотя употреблялись многие усилия, чтобы этого не случалось. Например, рекомендовалось снимать мушки с пистолетов, особенно если дуэлянт использует свой собственный пистолет, который хорошо знает. А секунданты обязаны были пытаться помирить стороны. Считалось благородным и гуманным, если стреляющий вторым (часто это именно обидчик) выстрелит в воздух. Рекомендовалась при выстреле дистанция в 15−40 шагов, осечки считались за выстрел. Каралось подстрекательство к поединку (до 8 лет заключения в крепости).
В начале XX века дуэль стала восприниматься как анахронизм, в обществе становилось все большее критиков этого варварского обычая. Например, А. И. Куприн писал, что дуэли — «для разных там лоботрясов и фигель-миглей…» Во время Первой мировой войны поединки почти прекратились, а вскоре после 1917 г. даже в армии дуэлей не осталось и в помине. В 1925 году Пленумом Верхсуда СССР было объявлено, что «так называемая дуэль, как остаток феодально-дворянских традиций, при Советском строе является преступлением по низменным побуждениям». Да запреты почти и не были уже нужны — дуэли ушли в прошлое вместе с дворянами.