Джордж Элиот: была ли жизнь писательницы столь же революционна, как и ее романы
805
просмотров
Сложно встретить читающего человека, который бы ничего не слышал о Мэри Энн Эванс, издающей книги под именем Джордж Элиот, и таких ее романах, как, например, "Миддлмарч", "Мельница на Флоссе" или "Сайлес Марнер". Хотя она покинула школу в 16 лет, девушка могла использовать библиотеку в поместье, которым управлял ее отец, что помогло ей в самообразовании. Что еще известно об этой величайшей писательнице? Мы расскажем прямо сейчас!

Мудрость вне времени

В год двухсотлетия писательницы Уайт вспоминает о том, что, хотя ее романы бесконечно важны, некоторые аспекты жизни Элиота – проблемы, скандалы, радости – несут в себе столь же вневременную мудрость. В своих художественных произведениях она показала нам незабываемых женских персонажей, чьи страдания продолжают информировать читателей об амбициях, любви и важности сопротивления условностям. На протяжении всей своей жизни она учит нас тому, как осмелиться обрести счастье, даже если оно дается дорогой ценой, как оставаться верным себе и верить, что никогда не бывает слишком поздно.

Начало биографии Мэри, которая стала Джорджем

Начало биографии Мэри, которая стала Джорджем

Она родилась 22 ноября 1819 года. Мэри Энн Эванс была младшим ребенком дочери владельца мельницы и управляющего поместьем Арбери-Холл в Уорикшире. Ее домом был Грифф-Хаус в сельской местности недалеко от Нанитона, хотя она была отправлена в школу-интернат, когда ей было всего пять лет. После смерти своей матери она оставила образование, чтобы стать экономкой своего отца в возрасте 16 лет, а в 21 год переехала с ним в Ковентри.

Отец был убежден, что девушке необходимо выйти замуж, но вместо этого ее взяли под крыло Чарльз и Кара Брей, чей дом, Роузхилл, был центром радикальных взглядов. Благодаря дружбе и поддержке круга Роузхилл, Мэри начала чувствовать свой путь в жизнь, очень отличающуюся от всего, чему ее так долго учили.

Высшее образование для женщин все еще не было доступным, но умение переводить тексты был одной из точек входа в интеллектуальное общество, и она начала переводить работы либеральной теологии и писать книжные обзоры.

Оспаривание конвенции

В 1850 году, когда она уже подписывалась "Мэриан Эванс", она переехала в Лондон, поселившись на Стрэнде в доме издателя Джона Чепмена. Последовали осложнения - между Элиотом и Чэпменом, который уже жил в менаже-а-труа со своей женой и гувернанткой своих детей, завязался флирт, а может быть, и нечто большее. За этой обреченной привязанностью последовала другая, к эрудиту Герберту Спенсеру, чьи работы, включая синтетическую философию, в совокупности разошлись тиражом около миллиона экземпляров.

Поскольку они проводили вместе все больше и больше времени, Спенсер боялся, что Элиот может влюбиться в него – возможно, тщеславно, но именно это и произошло. Понимая, что он никогда не будет чувствовать то же самое (она часто посылала ему в своих юношеских письмах свой якобы некрасивый образ), она все же сделала ему предложение, надеясь, что их интеллектуального общения будет достаточно. Смелость, которую она проявила, сравнима только с ее последующей решимостью оставшись отвергнутой, сохранить дружбу.

Общество шокировано

В конце концов она влюбилась в другого писателя, Джорджа Генри Льюиса. Вежливый и славящийся своей уродливостью, он оказался в ловушке брака с женой, которая долгое время была любовницей другого мужчины и даже родила от него детей. Однако именно Элиот по-настоящему шокировала общество, когда решила открыто сожительствовать со все еще женатым Льюисом. Нравственное пятно было настолько зловещим, что Элиот не могла рисковать встречаться с подругами, не запятнав их репутацию своими связями. Ее храбрость нельзя недооценивать: без правовой защиты брака велика опасность быть брошенной.

Союз умов и темпераментов

Это был во всех отношениях гармоничный, продуктивный союз умов и темпераментов. Судя по воспоминаниям современников, Мэри была вполне удовлетворена и физической стороной ее отношений.

Сегодня можно сказать о том, что этот период жизни Элиот, когда она была социальным изгоем, стал для нее самым продуктивным. Он был глубоко изучен в недавно опубликованном дебютном романе Кэти О'Шонесси "Влюбленная в Джорджа Элиота".

Одна из причин, по которой Мэри использовала псевдоним, состояла в том, чтобы защитить ее частную жизнь от общественного внимания, а также обеспечить другим возможность воспринимать ее работу всерьез.

Как писала журналистка New Yorker Ребекка Мид в своих собственных ярких мемуарах "Дорога в Мидлмарч: моя жизнь с Джорджем Элиотом": "Есть книги, которые, кажется, понимают нас так же, как мы понимаем их, или даже больше". С тех пор как Мид прочла книги Мэри - а произошло это еще в подростковом возрасте, Мидлмарч был именно такой книгой. О'Шонесси объясняет: "По сей день я помню, что рассталась с парнем, и чувствовала себя ужасно и очень одиноко, и голос Элиот со страниц этой книги составлял мне компанию. Она была, как я чувствовала, понимающей и сочувствующей – как еще никто в жизни не был".

Именно благодаря ее работе Элиот постепенно вернет себе репутацию. В 1857 году она опубликовала свой первый роман в журнале Блэквуда, используя теперь известный мужской псевдоним, под которым она запомнилась, и которого она придерживалась даже после того, как маска была сорвана.

Культовая фантастика

Культовая фантастика

Затем, в год, когда ей исполнилось 40 лет, она опубликовала свой первый роман и бестселлер – даже королева Виктория была его поклонницей. За ним сразу же последовала "Мельница на Флоссе", где беспокойный, дерзкий главный герой Магги Тулливер стал культовой фигурой для женщин в 1860-х годах.

Для О'Шонесси жизнь и работа Мэри воплощают две противоречивые черты: ее способность думать и действовать самостоятельно в необычной степени и ее чувствительность к мировому мнению. Эта последняя характеристика связана с объяснением, которое Гордон придумывает для решения Элиота называть себя "миссис Льюис".

Возможно, она и восстала против общества, но у нее все еще была очень человеческая потребность в принятии. Осознание этого качества в себе самой, в свою очередь, питало неприязнь к справедливому суждению, которое О'Шонесси находила наиболее подходящим для Элиота, когда начала свой собственный роман: "Для меня корни ее историй связаны с фундаментальной потребностью каждого человека пытаться понять и посочувствовать другим людям; избегать легкой привычки осуждать с высоты".

Да, она стала гением, но ее жизнь была волевым актом становления, прожитым в ответ на вопрос, который едва начал задаваться: кем может быть женщина?

Замуж за Кросса

Отчасти неудивительно, что, шокировав общество тем, что она не вышла замуж за Льюиса, в 1880 году она вызвала второй скандал (и поставила в тупик будущих ученых), на этот раз все же выйдя замуж. К тому времени ей было уже за 60, а Льюис умер немногим более 18 месяцев назад. Ее муж, Джон Уолтер Кросс, был ее другом и финансовым консультантом. Кроме того, он был на 20 лет моложе ее. Этот факт вкупе со странным происшествием во время их медового месяца, когда Кросс выпрыгнул из окна в Большой канал, породил всевозможные фрейдистские теории. В конце концов их брак резко оборвался из-за смерти писательницы в декабре того же года.

Подводя итоги

Романы Мэри всегда будут ее величайшим достижением, и они стоят независимо от страсти и боли, которые питали их и отмечали ее дни. Тем не менее невозможно переоценить упорство и самоуверенность, необходимые для превращения себя из провинциальной девчонки в ведущего городского интеллектуала – и это в то время, когда женское честолюбие было так ограничено полом, не говоря уже о головных болях, неуверенности и депрессии, которые преследовали ее.

В ее мужестве тоже была радость. Однажды она заверила Уайта, что стоит выучить французский хотя бы для того, чтобы прочитать одну книгу - "Исповедь" Руссо. Как говорит О'Шонесси, один из самых важных уроков, которые можно извлечь из жизни писательницы, заключается в следующем: "Поддерживать свой интерес к миру и людям через знание, чтение и изучение, а также понимание, дружбу и любовь".

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится