Другая религия, традиции, обычаи наложили отпечаток на двусторонние отношения между Востоком и Западом. Многое из этого нам кажется диким, необузданным, где-то даже неоправданно жестоким. Но местные жители привыкли к своим корням, все традиции впитывались испокон веков с молоком матери. Казалось бы, что с наступлением 20 и 21 века многие из варварских традиций должны были уйти в прошлое, но и сейчас в некоторых странах можно встретить такие жуткие обычаи, как, например, отрубание рук.
Большинство местных наказаний исходит из шариата — так называемого божьего закона. Но не только он движет рукой правосудия. На его основе создаются и обычные законы, подобные западным. Например, уголовное право.
Чтобы понять исламское уголовное право, мы должны убедиться, что мы понимаем, что подразумевается под уголовным правом в первую очередь. Большинство областей права в США, Европе и других странах являются гражданским правом, то есть они касаются прав и обязанностей людей друг перед другом. Сюда относятся договоры, брак, собственность и т. д. Правительство может играть определенную роль в разрешении споров в этих областях через инфраструктуру судов, но это споры между частными сторонами по поводу того, что они делают друг другу.
Преступления — это зло, причиненное обществу или государству в целом, и в большинстве современных государств именно правительство действует, чтобы привлечь людей, совершивших их, к ответственности. Например, по старому английскому закону, если человек убил другого человека на улице, то было совершено два преступления. Убийца причинил вред семье жертвы, убив его, и он также причинил вред королю, нарушив его «мир» или общий порядок его королевства (отсюда идет термин «нарушение мира»). Таким образом, убийца отвечал перед обеими потерпевшими сторонами. Но, безусловно, испокон веков в мире действует правило человек невиновен, пока не доказано обратное.
Шариат имеет удивительно схожие черты с западным правовым вектором
Мусульманские юристы не делили закон на гражданское и уголовное право. Существуют нарушения прав Бога и человека. Права человека включают в себя право на физическую неприкосновенность (другими словами, нельзя убивать или причинять вред без уважительной причины), право на достоинство, право на собственность, право на семью и право на религию – то есть в этом вопросе все совпадает с нашими законами.
Нарушения «прав Бога» в Шариате являются важным аналогом преступлений в западной правовой традиции. Но, в отличие от людей, Бог в высшей степени не способен причинить вред ни одному существу. Также, в отличие от людей, Бог «возложил на себя милость» и обещал, что его «милость охватывает все». Этот элемент огромной милости Бога играет решающую роль в других правах Бога, которые определили мусульманские юристы, а именно в преступлениях, известных как худуд.
Понятие худуда в исламском уголовном праве не встречается в Коране. Худуд в переводе с арабского языка означает множественное число ḥadd, что означает предел или границу. Коран несколько раз упоминает «пределы Бога», предупреждая мусульман о грехе их нарушения и о том, что они даже не должны приближаться к ним. Но нигде эта фраза не появляется в четком контексте обозначения определенных преступлений.
Как отмечал известный ученый Ибн Таймийя, определения категорий преступлений (и соответствующих им наказаний) в исламском праве были продуктом человеческого разума, а не Писания. ранние мусульманские юристы, вероятно, унаследовали концепцию категории преступлений, называемой худуд, от ссылок на нее, сделанных пророком и ранними поколениями мусульман. Мусульманские ученые согласились с тем, что худуд включает в себя: прелюбодеяние/блуд, употребление интоксикантов и наркотических веществ, некоторые виды воровства и вооруженное ограбление или бандитизм. Мусульманские школы права разошлись во мнениях относительно того, следует ли включать в него также три других преступления: публичное отступничество, содомию и убийство/умышленное убийство с целью ограбления.
Их наказания указаны в Коране
Общим для преступлений худуд является то, что их наказания указаны в Коране или Сунне и что они считаются нарушениями прав Бога. Конечно, некоторые также являются нарушениями прав человека, например, обвинение в воровстве, клевета на сексуальной почве, вооруженное ограбление. Западный мир в большинстве своем слышит о таких наказаниях, как забивание женщин камнями (за измену) и отрубание рук (касаемо воров).
Эта традиция сохранилась в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран, где шариат играет важнейшую роль в жизни общества. Этот вид наказания подразумевал отрубание правой кисти. В современном мире такое происходит не так часто, как в давние времена, но все же мы иногда читаем кричащие заголовки газет, повествующих о событиях на Востоке. Например, правые руки были отрезаны на запястье в качестве наказания за кражу в районах, контролируемых шариатом Нигерии и Саудовской Аравии.
Рецидивисты и преступники в последней могут лишиться обеих рук, а если преступление более тяжкое, чем подразумевалось ранее, то в ход могут пустить и ампутацию ног. Палач, Мухаммад Саад аль-Беши, сказал саудовской газете Arab News в 2003 году, что » я использую специальный острый нож, а не меч. Когда я отрезал руку, я отрезал ее от сустава. Если это нога, то власти указывают, где она должна быть отрезана, поэтому я следую этому.» В Иране в начале 2008 года пятерым грабителям за одну неделю отрезали правую руку и левую ногу — практика, известная как перекрестная ампутация. По данным The New York Times «врачи следили за тем, чтобы ограничить кровотечение и инфекцию во время процедуры». Руки и ноги также, как сообщается, отрезаны в качестве наказания в Йемене, Судане и Сомали.
Как видим, трудно ответить на вопрос, часто ли отрубают руки в исламских государствах. Для западного человека этот вид наказания кажется варварским, но сами жители арабских стран так не считают и продолжают кровавую практику, утверждая, что таким образом сокращается процент преступности в стране. Кто знает, может, они в чем-то и правы. Хотя всегда можно найти альтернативный вариант.