Конечно в истории были разные типы иконоборчества, но они обладали и некоторым единообразием. Это выражалось в отношении эффективной структуры и богословской аргументации. Ещё в самом начале своего становления ранние христиане начали уничтожать скульптуры и изображения язычников в Римской империи. Так они боролись с многобожием во время процесса христианизации населения и устанавливая единую государственную религию.
Иконоборческая борьба VIII – IX веков вызывала споры в Западной Церкви. Выступали против икон и в Армении, и в Средней Азии. Скорее всего это происходило под влиянием ислама, запрещавшего любые изображения Бога, человека, животного. Но на седьмом Вселенском Соборе в Никее в 787 году иконоборчество было осуждено.
Окончательное запрещение иконоборчества произошло в 843 году. И в то же время интересно, что в четвёртой и пятой заповедях Закона, данного Моисею, запрещено делать различные изображения, представляющие творения Бога, о также падать перед ними ниц. Эти заповеди исполняют и в наши дни в исламе и иудаизме.
В Православной Церкви запрещены скульптуры в храмах, можно использовать только иконы и барельефы. В Византии в то время была настоящая политическая анархия. Шла интенсивная борьба за престол. Также Византию в VII – VIII веке атаковали арабы, занявшие её территории. Иконоборчество в Византии имеет корни древнего христианства. В самом начале своего становления ранним христианам приходилось бороться против культа язычников и изображений их богов.
Иконопись стала распространяться всё больше, когда христианство вышло из-под запрета. Тогда Лев III издал несколько указов, направленных против почитания икон. Из-за этого начались политические и религиозные конфликты между византийцами. Против икон выступало более бедное население окраин. С иконоборцами были не согласны богатые греческие, балканские и итальянские провинции. В результате все иконоборчество в Византии закончилось в 843 году.
Но в Западной церкви была совершенно другая ситуация. Франко-Германская Церковь была ещё довольно молода, поэтому в ней святые изображения встречались гораздо реже, чем в Византийской. В Восточной Церкви иконы накапливались столетиями. Также в Западных странах в то время ещё не было христианского изобразительного искусства. Оно ещё не было развито, как в Византии.
Также на Западе не пришлось бороться с живописным искусством язычников. Древний бог германцев Донар прошептал на своём святом дубе, и Бонифаций просто упал на него, продемонстрировав величие Христа над богом язычников. В германских племенах тогда не было ни скульпторов, ни живописцев, ни ювелиров, объединённых в профессиональные гильдии, как, например, в Эфесе. Поэтому они не могли выступить на защиту своих богов, дав отпор иконоборцам.
Позднее точка зрения Запада проявилась в формулировании решений по вопросу об изображениях. Они были оглашены во Франкском королевстве. Это был богословский трактат, который составил Теодульф Орлеанский по настоянию Карла Великого.
В нём подчёркивается, что изображения должны носить лишь представительный характер. Поэтому они должны пониматься не как явление святого, а только как изображение этих людей для поддержки памяти об их духовных делах. Это объяснялось посредством проповедей.
Поэтому появилась учебно-эстетическая концепция изображений. В Западной Церкви изображения стали рассматриваться, как замена Священного Писания для неграмотных людей. А таких в тот период было большинство. Образы святых стали выполнять роль Библии для мирян. Выступал за иконы и Папа Адриан I. Он признавал решение Никейского Собора. Папа ссылался на ясность икон. Он считал, что их ясность обращается к воображению неграмотных мирян и позволяет им представить себе библейских людей и вызвать уважение к ним.
В Средневековье иконоборчество приняло религиозно-политическое движение. Оно было направлено на то, чтобы миряне не поклонялись священным изображениям. Это был настоящий общественный бунт против Церкви и её господства и гнёта. Иконоборчество было одной из попыток избавиться от представления, что блаженство можно достигнуть только с помощью символики: церквей, икон и так далее. Иконоборцы свято верили, что, уничтожив иконы, изображения, памятники, они бросят вызов ошибочному и пагубному.
Часто иконоборчеством занимаются представители других религий, но в большинстве своём это результат меж сектовых споров в одной религии. В лютеранстве одобряли изображения святых в церквях и домах. А кальвинисты рекомендовали удалить из своих жилищ религиозные образы.
Они ссылались на Декалог, запрещающий идолопоклонство и скульптурные образы Бога. Они разрушали статуи и иконы. В большинстве протестантских движений Европы изображения святых были удалены из домов и храмов. Кальвинисты даже устроили целое иконоборческое восстание в Нидерландах. По всей Германии в XVI веке тоже проходили иконоборческие бунты протестантов. А в землях Балтии от иконоборцев сильно страдали Православные храмы.
Противники икон часто совершали набеги на них. Вся Западная Европа страдала от иконоборцев в XVI веке. Мартин Лютер в отличие от Кальвина учил, что надо уважать религиозные изображения.
Они, по его словам, помогают в обучении христианству неграмотных прихожан. Лютеранские церкви и поныне украшены богатыми распятиями. В XXI веке некоторые католические церкви тоже отбросили часть своих художественных образов. Они отказываются от традиционных изображений и скульптур.
Часто уничтожение религиозных образов происходит как протест существовавшему режиму. Так, например, было в Советском Союзе после Гражданской войны 1918 года. Тогда в стране было разрушено огромное количество храмов, а соответственно и икон. Религия в стране стала вне закона.