Решение еврейского вопроса
В 70 году н. э. Иерусалим был разрушен римскими войсками в ходе подавления еврейского восстания (Первая иудейская война) против владычества Рима. С тех пор город лежал в руинах. В 130 году его посетил император Адриан. Он повелел построить на месте Иерусалима город под названием Элия Капитолина, вместо разрушенного храма Соломона возвести храм в честь Юпитера Капитолийского, а там, где хранился Ковчег Завета, поставить статую самого себя на коне. Жители Иудеи восприняли все это, как унизительное кощунство. Притеснения иудеев, посягательство на их религиозные практики вызвало новое антиримское восстание, которое, по свидетельству греческого историка Диона Кассия, в 132 году вылилось в «свирепую и затяжную войну».
Лидером мятежников был Шимон Бар-Кохба. О его происхождении неизвестно ничего, кроме настоящего имени — Шимон бар Косва (в других источниках Косева). Сам он утверждал, что родился в день разрушения Иерусалима и что о нем говорится в пророчестве Валаама: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24, 17). Отсюда и его имя «Бар-Кохба», которое в переводе с арамейского означает «сын звезды».
Во многом благодаря поддержке еврейского мудреца и законоучителя рабби Акивы Шимон Бар-Кохба приобрел среди восставших статус мессии, пришедшего, чтобы освободить евреев от гнета империи и принести Израилю независимость. Репрессии римлян привели к тому, что евреи были рады признать мессию в любом сильном лидере, обещавшем восстановить иерусалимский храм и вернуть Израилю былое величие. Престарелый рабби Акива не только объявил Шимона царем-мессией, но и помог ему собрать средства для обеспечения восстания, вербовал под его знамена новых воинов.
Война сына Звезды
По сравнению с Первой иудейской войной восстание Бар-Кохбы было организовано гораздо слаженней и надежней. Его активная фаза началась после того, как Адриан покинул пределы восточных провинций. Вот что сообщает об этом Кассий в «Римской истории»: «Вся Иудея пришла в возбуждение, и иудеи волновались повсюду, собирались вместе и как тайком, так и в открытую выказывали великую враждебность римлянам; и многие другие иноземные народы из своекорыстных побуждений присоединялись к ним».
Партизанская война, которую вели против римлян евреи и примкнувшие к ним на первых порах была весьма успешна. Повстанцам удалось разгромить армию прокуратора Иудеи Квинта Тинея Руфа, а затем захватить несколько городов и укрепить их для последующей обороны. В Иудейских горах мятежники развернули целую систему подземных баз, в которых прятали оружие и продовольственные запасы на случай отступления.
Важнейшей победой для повстанцев стало взятие Иерусалима. Хотя город в то время ничего не представлял из себя в экономическом смысле, в символическом это означало, что библейские пророчества верны и Бар-Кохба именно тот, кто избавит еврейский народ от его угнетателей. Лидер восстания взял себе титул неси Исраэль («князь Израиля»), а на монетах того времени стали чеканить надписи «Первый год избавления Израиля» или «Второй год от освобождения Иерусалима».
Письма, которые Бар-Кохба отправлял своим военачальникам, свидетельствуют о том, что он управлял не только военными действиями на подвластной ему территории, но и давал указания экономического и политического характера, одним словом, был полновластным вождем Израиля.
Ответный удар империи
Адриан поначалу не реагировал на беспорядки в Иудее, считая, что подавить бунт сможет его наместник Руф. Однако когда Кохба смог установить контроль над всей Иудеей и большей частью Эрец Исраэль, он понял, что столкнулся с серьезным противником. Тогда из Британии был вызван опытный полководец Юлий Север. Прославленный военачальник, получивший от императора двенадцать легионов, решил сначала уничтожить разрозненные силы повстанцев, а затем загнать их в угол и дать генеральное сражение. Осуществить этот план Северу помогал глава X Парного легиона Квинт Лоллий Урбик. На каком-то этапе войны к ним ненадолго присоединился и сам Адриан.
Вторжения римлян началось с севера. Пали хорошо укрепленные Кабул, Сихин и Магдалу. Продвигаясь к Иерусалиму, римская армия сметала все на своем пути. Кассий пишет, что римляне в ходе боев разрушили 985 деревень и уничтожили 580 тысяч человек, не считая тех, кто умер от голода, болезней и пожаров. К 135 году войскам Севера удалось одержать более 50 побед, в то время как силы повстанцев стремительно сходили на нет.
Отступая, Бар-Кохба с группой солдат занял крепость Бейтар, расположенную в горах недалеко от Иерусалима. В течение многих месяцев им удавалось отбивать удары римской армии, осадившей город. Однако голод и жажда в итоге сделали свою дело и Бейтар пал. Согласно преданию, крепость досталась римлянам ровно через 65 лет после разрушения Второго храма — 9 ава 153 года. Все ее защитники, включая находившихся в крепости детей, были либо казнены, либо проданы в рабство.
В Талмуде существует две версии гибели Бар-Кохбы: согласно иерусалимскому Талмуду, он погиб в Бейтаре от рук римлян, согласно вавилонскому, — был казнен по суду мудрецов. Многие историки сходятся во мнении, что Бар-Кохба погиб во время одной из партизанских вылазок в стан противника, незадолго до падения Бейтара.
Рабби Акива, которого в Риме считали «духовным лидером» восстания, был арестован и казнен римлянами в Кесарии: с него содрали кожу железными крюками. По преданию, он умер со словами молитвы на устах: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один».
После провала восстания Бара-Кохбы в еврейской литературе возникло отрицательное восприятие его мессианства. Бывшего героя стали называть именем Бен-Козива («сын лжи»), указывая на то, что он обманул народ, повел его на заведомо обреченную войну и повинен в гибели тысяч своих соплеменников.
Изгнание
Поражение Бар-Кохбы привело к тому, что Иудея окончательно утратила свою независимость, более того под угрозой оказалось само существование еврейского народа. Император Адриан упразднил Синедрион и под страхом смерти запретил изучение Торы. Иерусалим был превращен в языческий город. Жить в нем евреям не позволялось. Иудеи империи были обложены еще большими податями и не могли строить новые синагоги. После смерти Адриана его приемник Антонин Пий остановил гонения на иудаизм и разрешил евреям следовать их религиозным законам, однако принципиально это ничего не меняло. Иерусалим для них оставался запретным городом, название «Иудея» исчезло из официальных бумаг, а вместо него появилось латинизированное «Палестина». Для евреев началась эпоха Галута — изгнания, продолжавшаяся почти две тысячи лет.