Решение этой проблемы, как считается, пришло из Византии – там девушки с незапамятных времён носили диадемы, которые крепились при помощи лент. Головной убор, вошедший в наш язык под названием «кокошник», быстро перекочевал в Россию, однако при этом тут же стал предметом абсолютно праздничным – его, например, надевали на свадьбу.
Не случайно в начале слово «кокошник» слышится звукоподражание «ко-ко»: всё дело в том, что название головного убора происходит от древнерусского слова «кокошь» — так называли предки курицу. Когда именно кокошник появился на Руси — сказать сложно, однако упоминания предмета одежды, который похож на кокошник, встречаются ещё в X веке: в частности, новгородская летопись описывает женский головной убор, который состоит из гребня и пластины.
Впрочем, трудно представить, что в один миг все женщины на Руси обзавелись одинаковым головным убором. Во-первых, кокошник был удовольствием не из дешевых — его до некоторых пор могли себе позволить только знатные дамы, чаще всего жены дворян, а во-вторых, от губернии к губернии кокошники были разные: в Костромской, например, один, в Псковской — другой, во Владимирской — не похожий ни на тот, ни на другой. Где-то его выполняли в виде полумесяца, где-то он был похож на корону, где-то вообще напоминал наконечник стрелы.
Тем более на Руси кокошники практически сразу же разделились: пышные и украшенные драгоценностями носили в праздничные дни, а обычные — несколько упрощенные и не такие красивые — использовали в повседневной жизни. Постепенно цена на такие изделия снижалась, кокошник начал появляться и в некоторых деревнях: им свою голову украшали не только знатные особы, но и простые крестьянки.
Кокошник был не только предметом одежды, но и своеобразным оберегом для женщин: его традиционно украшали символическими знаками — плодородия, супружеской верности и прочих особенностей, которые, как считалось, должны быть присущи женщине.
Раз на Руси появились кокошники, то, очевидно, должны были появиться и мастерицы их делать. «Кокошницу» чаще всего можно было найти либо в большом селе, либо при монастыре. К выбору кокошника обычно подходили основательно и случайно таких покупок почти не делали — из-за дорогой ткани и жемчуга стоимость головного убора порой была порой настолько высокой, что его хранили как семейную реликвию и передавали по наследству.
К XVII веку «кокошник» стал неотъемлемой частью русского костюма, а само слово полностью вошло в язык — его использовали даже в некоторых официальных документах. Впрочем, счастье любительниц кокошников продлилось недолго: на горизонте появился грозный царь Пётр I, чьи реформы не обошли и внешний вид подданных.
Женам дворян и бояр пришлось распрощаться с головным убором, а вот в деревнях крестьянок никто не инспектировал — там кокошник продолжили носить. Тем не менее, моду, конечно же, задавали аристократы — и в их среде с тех пор кокошник надевали только для каких-нибудь специальных обрядов.
Несмотря на то, что Пётр I кокошники практически запретил, его последователи — например, Екатерина II и Николай I — отнеслись к головному убору иначе. Императрица, чтобы показать свою близость русскому народу, позировала в кокошнике на многочисленных портретах, а Николай, сделавший Россию «жандармом Европы», ввёл кокошник в состав женского придворного мундира — его обязаны были носить замужние дамы.
В статусе головного убора, который надевают на большие праздники, кокошник просуществовал вплоть до начала XX века. Большевики, естественно, с этим предметом одежды покончили, однако в то же время с кокошником вплотную познакомились европейцы: в эмигрантской среде — видимо, как напоминание о потерянной родине — он стал чрезвычайно популярен, поэтому богатые русские дамы, которые то и дело открывали свои дома моды где-нибудь в Париже, ввели его в свои коллекции.
Кокошник остался символом России до сих пор: так, например, во время Чемпионата мира по футболу, который проходил в российских городах в 2018 году, продажи кокошников взлетели до фантастического уровня — в качестве сувенира его увозили с собой иностранные болельщики.