Образование
Исторически сложилось так, что рабовладельческое государство оказалось первым видом государства, сформировавшегося после разложения первобытного общинного строя. Социум распался на классы, появились богатые и бедные. Из-за этого противоречия и возник институт рабства. Оно основывалось на подневольном труде на господина и было фундаментом тогдашней власти.
Первые рабовладельческие государства возникли на рубеже четвертого – третьего тысячелетий до нашей эры. К ним можно отнести Египетское царство, Ассирию, а также города шумеров в долине Евфрата и Тигра. Во втором тысячелетии до нашей эры подобные образования сформировались в Китае и Индии. Наконец, первые рабовладельческие государства включали в себя и царство хеттов.
Виды и формы
Современные историки делят древние рабовладельческие государства на несколько видов и форм. К первому типу относятся восточные деспотии. Важной их особенностью было сохранение некоторых черт прежней первобытной общины. Патриархальное рабство оставалось примитивным – рабу разрешалось иметь свою семью и имущество. В более поздних античных государствах эта особенность уже исчезла. Помимо частного владения рабами, существовало коллективное рабовладение, когда невольники принадлежали государству или храмам.
Людской труд применялся в основном в сельском хозяйстве. Восточные деспотии формировались в долинах рек, однако даже при этом им приходилось совершенствовать земледелие с помощью строительства сложных ирригационных систем. В связи с этим рабы трудились в коллективе. С данной особенностью восточных деспотий связано существование тогдашних сельскохозяйственных общин.
Более поздние древние рабовладельческие государства сформировали второй тип таких стран – греко-римский. Он отличался усовершенствованным производством и полным отказом от первобытных пережитков. Развились формы эксплуатации, беспощадное подавление масс и насилие над ними достигло своего расцвета. Коллективная собственность сменилась частной собственностью отдельных рабовладельцев. Резким стало социальное неравенство, а также господство и бесправие противоположных классов.
Греко-римское рабовладельческое государство существовало согласно принципу, при котором рабы признавались вещами и производителями материальных благ для своих хозяев. Они не продавали свой труд, они сами были проданы своим господам. Античные документы и художественные произведения ярко свидетельствуют об этом положении дел. Рабовладельческий тип государства предполагал, что судьба раба по своей значимости равна судьбе животных или продуктов.
Люди становились невольниками по разным причинам. В Древнем Риме рабами объявлялись военнопленные и мирные жители, захваченные во время походов. Также человек терял волю, если не мог расплатиться с заемщиками по долгам. Особенно распространенной такая практика была в Индии. Наконец, рабовладельческое государство могло сделать рабом преступника.
Невольники и полусвободные
Эксплуататоры и эксплуатируемые являлись основой античного общества. Но помимо них существовали и сторонние классы полусвободных и свободных граждан. В Вавилоне, Китае и Индии таковыми были ремесленники и крестьяне-общинники. В Афинах существовал класс метеков – поселившихся в стране эллинов чужестранцев. Также к ним причислялись отпущенные на волю рабы. Схожим было сословие перегринов, существовавшее в Римской империи. Так назывались свободные люди без римского гражданства. Другим неоднозначным классом римского общества считались колоны – крестьяне, которые были прикреплены к арендуемым участкам и во многом походили на закабаленных крестьян периода средневекового феодализма.
Вне зависимости от формы рабовладельческого государства, мелкие землевладельцы и ремесленники жили в постоянной опасности разорения ростовщиками и крупными собственниками. Свободные труженики были нерентабельны для нанимателей, так как их труд оставался слишком дорогим по сравнению с трудом невольника. Если крестьяне отрывались от земли, они рано или поздно пополняли ряды люмпенов, особенно крупные в Афинах и Риме.
Рабовладельческое государство по инерции подавляло и ущемляло их права вместе с правами полноценных рабов. Так, колоны и перегрины не подпадали под полноценное действие римского права. Крестьян могли продать вместе с участком, к которому они были прикреплены. Не являясь рабами, они не могли считаться и свободными.
Функции
Полная характеристика рабовладельческого государства не может обойтись без упоминания его внешних и внутренних функций. Деятельность власти определялась ее социальным содержанием, задачами, целями и желанием сохранить старый порядок. Создание всех необходимых условий для использования труда рабов и разоренных свободных людей – первоочередная внутренняя функция, которую выполняло рабовладельческое государство. Страны с таким устройством отличались системой удовлетворения интересов господствующего социального класса аристократии, крупных землевладельцев и т. д.
Особенно наглядно этот принцип отразился в Древнем Египте. В восточном царстве власть полностью контролировала экономику и организовывала общественные работы, на которых были задействованы значительные людские массы. Подобные проекты и «стройки века» были необходимы для возведения каналов и другой инфраструктуры, совершенствовавшей действовавшее в неблагоприятных природных условиях хозяйство.
Как и любой другой строй государства, рабовладельческий строй не мог существовать, не обеспечивая собственную безопасность. Поэтому власть в подобных античных странах делала все для подавления протеста невольников и остальных угнетенных масс. Эта охрана включала в себя и защиту частной рабовладельческой собственности. Необходимость в ней была налицо. Например, в Риме восстания низших слоев происходили регулярно, а восстание Спартака в 74-71 гг. до н. э. и вовсе стало легендарным.
Инструменты подавления
Рабовладельческий тип государства всегда использовал такие инструменты, как суды, армию и тюрьмы для репрессий против недовольных. В Спарте была принята практика периодических показательных массовых убийств людей, находившихся в государственной собственности. Такие карательные акты назывались криптиями. В Риме, если раб убивал своего господина, власти в наказание казнили не только убийцу, но и всех рабов, живших с ним под одной крышей. Подобные традиции порождали круговую поруку и коллективную ответственность.
Рабовладельческое государство, феодальное государство и другие государства прошлого также пытались воздействовать на население с помощью религии. Закабаление и отсутствие прав провозглашались богоугодными порядками. Многие рабы вообще не знали вольной жизни, так как оказывались в собственности у господина с рождения, а значит, и с трудом представляли себе свободу. Языческие религии античности, идеологически защищая эксплуатацию, помогали слугам укрепиться в осознании нормальности своего положения.
Помимо внутренних функций, у эксплуататорской власти были функции и внешние. Развитие рабовладельческого государства подразумевало регулярные войны с соседями, завоевание и порабощение новых масс, оборона собственных владений от внешних угроз, создание системы эффективного управления захваченными землями. При этом следует понимать, что эти внешние функции находились в тесной связке с внутренними функциями. Они подкреплялись и дополнялись друг другом.
Защита устоявшихся порядков
Для выполнения внутренних и внешних функций существовал широкий государственный аппарат. На раннем этапе эволюции институтов рабовладельческого строя этот механизм отличался неразвитостью и простотой. Постепенно он укреплялся и разрастался. Именно поэтому административную машину шумерских городов нельзя сравнить с аппаратом Римской империи.
Особенно усиливались вооруженные формирования. Кроме того, расширялась судебная система. Институты накладывались друг на друга. К примеру, в Афинах в V-V вв. до н. э. управление полисом осуществлялось булэ – Советом пятисот. По мере развития государственной системы к нему добавились выборные должностные лица, в ведении которых находились военные дела. Это были гиппархи и стратеги. За управленческие функции также отвечали отдельные лица – архопты. Самостоятельным стал суд и ведомства, связанные с религиозными культами. Образование рабовладельческих государств складывалось примерно по одному и тому же пути – усложнению управленческого аппарата. Чиновники и военные могли и не быть напрямую связаны с невольничеством, однако их деятельность так или иначе защищала устоявшийся политический строй и его стабильность.
Класс людей, оказавшихся на государственной службе, формировался только согласно классовым соображениям. Высшие посты могла занимать лишь знать. Представители других общественных слоев в лучшем случае оказывались на нижних ступеньках государственного аппарата. К примеру в Афинах из рабов формировались отряды, выполнявшие полицейские функции.
Важную роль играли жрецы. Их статус, как правило, закреплялся в законодательстве, а их влияние было значительным во многих античных державах - Египте, Вавилоне, Риме. Они воздействовали на поведение и умы масс. Служители храмов обожествляли власть, насаждали культ личности очередного царя. Их идеологическая работа с населением значительно укрепляла строй такого, как рабовладельческое, государства. Права жрецов были обширными – они занимали в обществе привилегированное положение и пользовались повсеместным уважениям, внушая трепет окружающим. Религиозные ритуалы и обычаи считались святыней, что давало служителям культов неприкосновенность имущества и личности.
Политический строй и законы
Все античные рабовладельческие государства, в том числе и первые рабовладельческие государства на территории России (греческие колонии на побережье Черного моря), закрепляли устоявшиеся порядки с помощью законов. В них фиксировался классовый характер тогдашнего общества. Яркими примерами подобных законов являются афинские законы Солона и римские законы Сервия Тулия. Они устанавливали в качестве нормы имущественное неравенство и делили общество на страты. К примеру, в Индии такие ячейки назывались кастами и варнами.
В то время как рабовладельческие государства на территории нашей страны не оставили после себя собственных законодательных актов, историки всего мира исследуют античность по вавилонским законам Хаммурапи или «Книге законов» Древнего Китая. Свой документ такого типа сложился и в Индии. Во II веке до н. э там появились законы Ману. Они делили рабов на семь разрядов: подаренных, купленных, доставшихся по наследству, ставших невольниками в качестве наказания, захваченных на войне, рабов за содержание и рабов, рожденных в доме владельца. Общее у них было то, что все эти люди отличались совершенной бесправностью, а их судьба полностью зависела от милости хозяина.
Подобные же порядки фиксировались в законах вавилонского царя Хаммурапи, составленных в XVIII столетии до н. э. В этом своде говорилось о том, что если раб отказывался служить господину или перечил ему, ему следовало отрезать ухо. Помощь невольнику в побеге каралась смертью (это касалось даже свободных людей).
Какими бы ни были уникальными документы Вавилона, Индии или других государств древности, самыми совершенными законами по праву считаются законы Рима. Под их влиянием сформировались кодексы многих других стран, принадлежавших к западной культуре. Римское право, ставшее византийским, повлияло и на рабовладельческие государства на территории России, в том числе Киевскую Русь.
В империи ромеев до совершенства были развиты институты наследования, частной собственности, залога, займа, хранения, купли-продажи. Объектом в таких правоотношениях могли быть и рабы, так как их рассматривали не иначе как товар или имущество. Источником этих законов были римские обычаи, зародившиеся в глубокой древности, когда еще не было ни империи, ни царства, а существовала только первобытная община. Опираясь на традиции прошлых поколений, юристы много позже и сформировали правовую систему главного государства античности.
Считалось, что римские законы имеют силу, так как их «постановил и одобрил римский народ» (в это понятие не входили плебс и беднота). Данные нормы контролировали рабовладельческие отношения на протяжении нескольких столетий. Важными правовыми актами были эдикты магистратов, которые издавались сразу после вступления в должность очередного крупного чиновника.
Эксплуатация рабов
Рабов использовали не только для аграрных работ в деревне, но и для обслуживания господского дома. Невольники охраняли усадьбы, поддерживали в них порядок, готовили на кухне, прислуживали за столом, покупали провиант. Они могли выполнять обязанности провожатых, следуя за своим хозяином на прогулках, работе, охоте и везде, куда его заносили дела. Обзаведясь благодаря своей честности и уму уважением, раб получал шанс стать воспитателем детей владельца. Наиболее приближенные слуги вели рабочие дела или назначались надсмотрщиками за новыми невольниками.
Тяжелая физическая работа возлагалась на рабов по той причине, что элиты были заняты защитой государства и его экспансией по отношению к соседям. Подобные порядки оказались особенно характерны для аристократических республик. В торговых державах или в колониях, где процветала продажа редких ресурсов, поработители были заняты выгодными коммерческими сделками. Следовательно, земледельческие работы делегировались рабам. Такое распределение полномочий сложилось, к примеру, в Коринфе.
Афины, напротив, довольно долго сохраняли свои патриархальные земледельческие обычаи. Даже при Перикле, когда этот полис достиг своего политического расцвета, свободные граждане предпочитали жить в деревне. Такие привычки довольно долго сохранялись, даже несмотря на обогащение города торговлей и его украшение уникальными произведениями искусства.
Рабы, находившиеся в собственности городов, выполняли работы по их благоустройству. Некоторые из них занимались охраной правопорядка. К примеру, в Афинах содержался корпус из тысячи скифских стрелков, выполняющих функции полиции. Многие рабы служили в армии и на флоте. Некоторых из них на службу государству отправляли частные владельцы. Такие невольники становились матросами, заботились о кораблях и снаряжении. В армии рабы в основном были рабочими. Солдатами их делали только при непосредственной опасности государству. В Греции такие ситуации складывались во время Персидских войн или на исходе борьбы с наступавшими римлянами.
Право войны
В Риме кадры рабов пополнялись в основном извне. Для этого в республике, а затем в империи действовало так называемое право войны. Неприятель, попавший в плен, лишался любых гражданских прав. Он оказывался вне закона и переставал считаться личностью в полноценном смысле этого слова. Брак пленника расторгался, его наследство оказывалось открытым.
Многих попавших в рабство иностранцев умерщвляли после празднования триумфа. Невольников могли заставить принять участие в увеселительных для римских солдат боях, когда два чужеземца должны были убить друг друга чтобы выжить. После захвата Сицилии на ней применили децимацию. Каждый десятый мужчина был убит – таким образом население захваченного острова в одночасье сократилось на десятую часть. Испания и Цизальпинская Галлия на первых порах регулярно восставали против римской власти. Тем самым эти провинции стали главными поставщиками рабов для республики.
Во время своей знаменитой войны в Галлии Цезарь за один раз продал с аукциона 53 тысячи новых невольников из числа варваров. Такие источники, как Аппиан и Плутарх, упоминали в своих произведениях о еще больших цифрах. Для любого рабовладельческого государства проблемой был даже не захват рабов, а их удержание. К примеру, жители Сардинии и Испании прославились своей непокорностью, из-за чего мужчин из этих стран римские аристократы старались продавать, а не держать в качестве собственных слуг. Когда республика стала империей, а ее интересы охватили все Средиземноморье, основными регионами поставщиками рабов вместо западных стали восточные страны, так как там традиции рабства считались нормой уже много поколений.
Конец рабовладельческих государств
Римская империя рухнула в V веке н. э. Она была последним классическим античным государством, объединившим почти весь древний мир вокруг Средиземного моря. От нее остался огромный восточный осколок, который позже стал известен как Византия. На западе же сформировались так называемые варварские королевства, оказавшиеся прообразами европейских национальных стран.
Все эти государства постепенно перешли в новую историческую эпоху – Средневековье. Их правовой основой стали феодальные отношения. Они вытеснили институт классического рабства. Зависимость крестьян от более состоятельной знати сохранилась, однако она приняла другие формы, которые заметно отличались от античного невольничества.