Тициан Вечеллио: из жизни великого живописца эпохи Высокого и Позднего Возрождения
0
0
909
просмотров
Тициан Вечеллио прожил почти целое столетие в удивительную эпоху Возрождения, давшую миру величайших художников. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. А к концу этой легендарной эпохи "царствовал" один Тициан – гениальный мастер кисти, "сумевший сотворить чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые".

К слову, о точной дате рождения до сих пор ведутся между исследователями споры: одни заявляют, что Тициан прожил 90 лет, иные – 96. И, что касаемо причины смерти также нет единого мнения. Однако как бы то ни было, Бог отмерил ему втройне, ибо средняя продолжительность жизни по тем временам была в пределах 35 лет. Таков вот он загадочный мастер великой эпохи.

Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения

«По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец», так как родился в городе-крепости Пьеве ди Кадоре в северной Италии, местности с суровым климатом и суровыми нравами. И что интересно, ни в самом роду Вечеллио, ни во всём Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников испокон веков не водилось. Горцы считали, что заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Поэтому мальчикам приходилось наравне со взрослыми работать в кузнечных мастерских или же на рубке леса, а девочкам собирать ягоды и травы, из которых изготавливались красители для домотканого полотна.

Вознесение Девы Марии.(1518). Автор: Тициан Вечеллио.

По воскресным дням обязательными были посещения храма. Однажды Тициан, вернувшись из церкви под впечатлением иконописи, которой была расписана церковь, взял из домашней красильни красители и на белой стене дома изобразил облик Девы Марии, в котором без труда можно было узнать черты его матери.

И хоть отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, мать все же настояла на том, чтобы отправить даровитого сына на обучение рисованию в Венецию. А чтобы не так было страшно отпускать мальчишку одного с ним отправили и его старшего брата Франческо.

Венеция - город становления и поисков уникального почерка

Искусствоведы частенько говорят, что в эпоху Возрождения Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция — исключительно краски. Поэтому только Венеция могла дать миру лучшего колориста Тициана.

Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо в Венеции. (1500). Джентиле Беллини.

В 13-летнем возрасте юный Тициан приедет в этот удивительный город, чтобы остаться там навсегда и снискать мировую славу и себе, и Венеции. Не пройдет и семнадцати лет как молодому Тициану присвоят титул первого художника Венецианской республики. В своем творчестве юный Вечеллио не скупится на яркую многокрасочную палитру. При этом, накладывая краски на холст не только кистью, как все художники, а шпателем и просто пальцем.

И что не мало интересно, до Тициана картины практически не писали на холстах. Живописцы творили свои работы на досках, подобно русским иконам, и на стенах в виде фресок. Но в Венеции был влажный климат, и такая живопись не была долговечной. Новаторством Тициана было использование грунтованного холста и масляных красок.

Гениальный мастер психологического портрета

Гениальный мастер психологического портрета Портрет Федерико II Гонзага.

«Король живописцев и живописец королей» – так называли Тициана его современники, так как был он превосходным портретистом. Запечатленные им образы уже сколько веков смотрят с полотен так, будто за изображениями скрываются души портретируемых.

Портрет неизвестного с серыми глазами. Автор: Тициан Вечеллио.

С удивительной точностью писал Тициан портреты своих современников, изображая не только внешнее сходство, а порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Умел мастер передать и неподдельное страдание, и скорбь.

Кающаяся Мария Магдалина. Автор: Тициан Вечеллио.

Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». И заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и европейских монархов.

Портрет Томазо Винченцо Мости. Автор: Тициан Вечеллио.

Испанский и французский короли, приглашая Тициана к себе, уговаривали поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.

Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору».

Портрет Карла V. Автор: Тициан Вечеллио.

В 16 столетии считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило стать бессмертным. Так оно и вышло. Уже более пяти веков портреты Тициана украшают галереи мировых музеев и волнуют поображение посетителей.

Пристрастия и любовь великого мастера

Пристрастия и любовь великого мастера Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Тициан был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим несокрушимое здоровье. Его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами. А быть моделью для Тициана считалось за большую честь.

Венера перед зеркалом. (около 1555 г.) Автор: Тициан Вечеллио.

Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишела Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его натурщицы зачастую были с рыже-золотистыми волосами. От этого и цвет волос получил называние - тициановский.

Аллегория бренности. (1516). Автор: Тициан Вечеллио.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте, дочери художника Пальмы Старшего. Девушка не отличалась особой скромностью и охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. С нее то живописец и напишет множество своих портретов. Ее облик можно увидеть на многих сюжетных полотнах мастера. Этот роман вызвал у отца девушки бурю негодования - Тициан был старшее ее вдвое и был ровесником самого Пальмы.

Виоланта. Автор: Тициан Вечеллио.

И так как в Венеции насчитывалось в ту эпоху более 11 тысяч куртизанок, вполне было закономерным, что пышущий здоровьем Тициан частенько прибегал к услугам жриц любви.

«Женщина перед зеркалом». (1515). Автор: Тициан Вечеллио.

Однако любимец женщин жену себе взял не из пышнотелых белокожих венецианок, а привез из тех горных мест, откуда сам был родом. Чечиллия долгое время была его экономкой, что не мешало ей рожать Тициану детей. Лишь намного позже Тициан обвенчается с ней.

Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков


Творил художник свои шедевры основательно и не спеша, как бы знал, что жизнь ему отмерена очень длинная, и спешить ему некуда. Работая, он много размышлял, обдумывая каждый штрих и мазок кисти. За это его "за глаза" называли "тугодумом".

А ежели работа над картиной "не клеилась", Тициан разворачивал холст лицом к стене до лучших времен. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли.

Портрет Альфонсо Д'Эсте, герцога Феррарского. Автор: Тициан Вечеллио.

Не было предела возмущениям и жалобам герцога Альфонсо Д'Эсте, ожидающего очень долго свой портрет. Однако когда заказ был все же выполнен, герцог оставил все свое недовольство и от души восторгался работой мастера.

А однажды одному из заказчиков показалось, что работа не окончена и он попросил Тициана дописать картину. И так как на полотне мастер уже оставил свой автограф: "Тициан слелал", он невозмутимо дописал еще одно слово и надпись уже звучала "Тициан слелал, сделал", а в оригинале это выглядело так: «Titianus fecit, fecit».

«Тициан Божественный»

Тициану посчастливилось прожить невероятно длинную для того времени жизнь. Еще при жизни получил славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». И что совсем удивительно - до конца дней мастер сохранил ясность ума, остроту зрения, и твердость руки.

Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Рассказывают, что в день своей кончины он велел накрыть праздничный стол на множество персон. Он как бы решил попрощаться с тенями умерших своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он мысленно простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке. Он едва успел закончить свою прощальную работу – «Оплакивание Христа».

«Оплакивание Христа». Автор: Тициан Вечеллио.

По одной из версий Тициан умер, заразившись от своего сына чумой, которая из-за сырого климата так часто свирепствовала в Венеции. Хотя если бы это было действительно так, то его тело должны были бы сжечь. Однако гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Через 200 лет на могиле живописца создали грандиозный памятник и высекли слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов».

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. (Венеция).

Зал Эрмитажа под номером 221 - Тициановский

Зал Эрмитажа под номером 221 - Тициановский Зал Эрмитажа под номером 221.

В Санкт-Петербурге в Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана. Расположен он в здании Старого Эрмитажа.

«Вознесение креста». (Эрмитаж). Автор: Тициан Вечеллио.
«Даная». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.
«Святой Себастьян». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.
Кающаяся Мария Магдалина. Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится