Уже первые рыцарские ордены (тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден, орден св. Иакова и др.) воплощали единение рыцарских и монашеских идеалов. Хотя позднее они стали сильными политическими организациями, изначально они носили в первую очередь духовный характер. В позднее Средневековье создавать рыцарские ордена стало модным у королей и аристократов. Появлялись ордены с самыми разными правилами и названиями: Золотого Руна, Подвязки, Благовещения, Золотого Щита, Чертополоха, Перевернутой короны, Дикобраза и даже Борзой Собаки (основанный дворянами французского герцогства Бар в 1416 г.).
Так как рыцарство имело и христианское содержание, то, подобно монахам, рыцари давали самые разнообразные обеты. Рыцари есть «воинство земное», и, подобно ангелам вокруг бога, они окружают сюзерена и служат ему. Хроникер Мишо Тайеван так описывал цели создания одного из орденов:
Не для того, чтоб прочим быть под стать,
Не для игры отнюдь или забавы,
Но чтобы Господу хвалу воздать
И чая верным — почести и славы.
Как и монахи, практически все рыцари обязывались придерживаться личной аскезы и смиренного послушания. В зависимости от принадлежности к тому или иному ордену или ситуации рыцари давали и другие, подчас странные обеты.
Мода на рыцарские ордены появилась в XIV — XV веках
Вообще обеты не христианское изобретение. Известный историк Йохан Хейзинга в труде «Осень Средневековья» заметил, что рыцарские ордены в чем-то схожи с мужскими домами первобытных обществ, а обряд посвящения в рыцари — с древними обрядами инициации юношей. Обеты и табу — добровольные самоограничения в религиозных целях — тоже распространены в древних обществах. У рыцарей позднего Средневековья (XIV-XV вв.) некоторые обеты практически игривы и служат для забавы: например, в ходе пиров собравшиеся съедали по куску фазана или цапли и клялись в чем-то, обращаясь к пище и окружающим дамам. Шевалье де ля Тур Ландри (XIV в.) повествовал об ордене влюбленных — «Воздыхателей и воздыхательниц», — члены которого должны были летом одеваться в шубы и сидеть у каминов, а зимой облачаться в летнюю легкую одежду, показывая этим серьезность своих чувств. Погибших от холода шевалье называет «мучениками любви». Кроме того, согласно уставу ордена, его члены могли и даже должны были обмениваться на время домами и женами в знак гостеприимства.
Другие обеты были куда более серьезны. В одном из средневековых поэтических произведений король Эдуард Третий поклялся начать войну против Франции, и при этом граф Солсбери на пиру попросил свою даму прикрыть ему глаз. А затем: «…клянусь тогда всемогущим Господом и Его сладчайшей Матерью, что отныне не открою его, каких бы мучений и боли мне это ни стоило, пока не разожгу пожара во Франции, во вражеских землях, и не одержу победы над подданными короля Филиппа».
Дама графа держала пальцы, закрывая глаз своего воинственного кавалера:
Так посему и быть. Все умолкают враз.
Вот девичьи персты освобождают глаз,
И то, что сомкнут он, всяк может зреть тотчас.
По сообщению хроникера Фруассара, английские рыцари и впрямь ходили, прикрыв тканью один глаз из-за обета смотреть на все «вполсилы», пока не совершат подвигов во Франции.
Рыцари давали обет не открывать глаз, пока не совершат подвиг
Конечно, смысл всех этих действий состоит в том, чтобы лучше мотивировать себя на какое-либо достижение, воинское или духовное. Рыцари могли годами есть и пить только стоя, или не есть мяса и не переодеваться, пока, например, не будет взят тот или иной город. Подобные обеты пережили надолго Средневековье. Один из самых знаменитых случаев произошел в 1601 г., когда испанская принцесса Изабелла поклялась не менять рубашку до тех пор, пока не будет взята крепость Остенде. На ее несчастье, голландцы упорно оборонялись три года, так что рубашка обрела своеобразный цвет, названный «цветом Изабеллы».
Как видим, больше всего обетов давалось в целях совершения воинских подвигов. Особой категорией обетов были те, что делали рыцаря похожим на носящего вериги монаха — обеты носить цепи на ноге или руке (часто небольшие, изящные и из ценных металлов) до тех пор, пока не представится случай сразиться с достойным врагом. Нередко отказывались и от стрижки и бритья. Но чаще всего ограничения касались еды и сна. Иногда даже не своих собственных. Так, один рыцарь не кормил своего коня по пятницам, пока не победит турок. Другой случай — обет не спать по субботам, пока не одолеет в бою сарацина. Клятвы порой не только давали публично, но и фиксировали в письменной форме для дополнительной мотивации рыцаря.
Испанская принцесса 3 года не меняла рубашку из-за осады городаРыцарские обеты, почти религиозные по форме, выражали особую идеологию, ставившую их ценности на одну ступень с христианскими: честь, доблесть, подвиги на поле брани, верность и справедливость. Аскетизм и самопожертвование, воплощенные в обетах, также присущи идеалу рыцарства, который веками пропитывал высшее общество Средних веков и Нового времени и до сих обладает привлекательной силой.