Когда скифы господствовали в Азии
629
просмотров
По словам греческого историка Геродота, скифы жили в самой отдалённой земле, которая не давала им никаких полезных плодов, поэтому у них ничего не было и сами они не обладали никакими достоинствами — за исключением воинской доблести.

Ни один народ, который когда-либо нападал на скифов или на который сами скифы ходили войной, никогда не мог их победить. Храбрость и многочисленность скифов делала их неодолимым противником. Некогда скифы на протяжении 28 лет владели всей Азией. Посмотрим, как скифы обрели эту власть и как её утратили.

Появление скифов

Родина скифов лежит далеко на востоке, на территории современной Монголии и Восточного Казахстана. Примерно в середине — третьей четверти VIII века до н.э. здесь поднялась волна ираноязычных кочевых народов, отправившихся в путь. На широком пространстве степной зоны Евразии, от гор Алтая и Тянь-Шаня до Средней Азии и Ирана, а также до казахских степей и далее на запад — за Волгой, на Кавказе и в Северном Причерноморье, одни племена покоряли или вытесняли другие. Менялись антропологический облик населения, язык, археологические культуры. Движение продолжалось около половины столетия, и в результате саки и массагеты заняли степи между Каспийским и Аральским морями, а собственно скифы перешли Волгу и оказались в степной зоне Предкавказья и Северного Причерноморья. Жившие здесь прежде ираноязычные племена киммерийцев частично отступили перед завоевателями, частично примкнули к ним, со временем полностью с ними смешавшись и приняв их имя.

Передняя Азия в VIII–VII веках до н.э.

Повествуя о появлении скифов в Причерноморье, Геродот рассказывает, что некоторые киммерийцы в страхе перед завоевателями покинули родину и через горы Кавказа ушли на юг, в Малую Азию. Скифы пустились в погоню за беглецами, но сбились с пути:

«Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались справа от Кавказа, пока не вторглись в земли мидян. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары».

В другой части текста историк отмечает:

«От озера Меотиды до реки Фасиса и страны колхов 30 дней пути для пешехода налегке. А от Колхиды до Мидии — не дальше, только между этими странами живёт одна народность — саспиры. Минуя их, можно попасть в Мидию. Скифы во всяком случае вступили в Мидию не этим путём, но, свернув с прямой дороги, пошли верхним путём, гораздо более длинным, оставляя при этом Кавказские горы справа. Здесь-то и произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы же распространили своё господство по всей Азии».

Возможно, это означает, что скифы шли через Дербентский проход, в то время как киммерийцы воспользовались более коротким маршрутом через Дарьяльское ущелье.

Скифы в Закавказье

Переход скифов через Кавказ и их появление в северо-западной части Ирана относится ко времени около 680 года до н.э. Под их натиском жившие здесь ранее киммерийцы были вынуждены отойти в юго-западном направлении к границам Каппадокии. Из ассирийских клинописных документов этого времени известно о набегах скифов за добычей на пограничные провинции Бит-Хамбан и Парсумаш. Около 675 года до н.э. подвластные Ассирии мидяне с помощью скифов свергли ассирийское господство и создали самостоятельное государство со столицей в Экбатанах. Предводитель восстания некий Хшатрита (около 673–653 год до н.э.) был провозглашён первым царём.

В одной из надписей наряду с другими союзниками Хшатриты упомянут вождь скифов Ишпакай, разбитый ассирийцами и погибший на поле боя примерно в 673 году до н.э. Его имя Išpakâi может быть выведено из скифского Aspak — «всадник» или, по другой версии, из иранского Spaka — «собака».

Ишпакай является первым известным нам по имени предводителем скифов. Его преемником стал Партатуа, известный Геродоту под именем Прототий. Это имя упоминается и в ассирийских документах. Среди табличек ассирийского царя Асархаддона (680–669 годы до н.э.) из Ниневии известен следующий его запрос к оракулу бога Шамаша:

«Партатуа, царь скифов, послал гонца к Асархаддону (…) если Асархаддон, царь Ассирии, отдаст в жёны Партатуа, царю скифов, дочь царя, вступит ли с ним Партатуа, царь скифов, в союз, слово верное, мирное, слово дружбы скажет ли Асархаддону, царю Ассирии, клятву верности будет ли выполнять поистине…».

Киммерийский или скифский всадник VII века до н.э. Реконструкция Евгения Края.

Прямых данных о заключении династического брака между дочерью Асархаддона и предводителем скифов нет, однако последующие события косвенно его подтверждают. Известно, что вскоре скифы вышли из состава антиассирийской коалиции, и это позволило Асархаддону закончить войну с мидянами на приемлемых для себя условиях. Мидия должна была признать номинальную зависимость от могущественного соседа, однако Каштариту сумел удержать власть в своих руках и передал её своим наследникам. В приводимой Геродотом генеалогии мидийских царей Каштариту — или Хшатрита в мидийской форме этого имени — должен соответствовать Фраорту, отцу знаменитого впоследствии царя Киаксара.

Скифы немало выиграли от союза с Ассирией. Если Ишпакай в ассирийских документах назван просто «скифом», то его преемник Партатуа уже почтительно именуется «царём страны Ишкуза», то есть Скифского царства, располагавшегося где-то в землях к северу от озера Урмия. Отсюда скифы сами или в качестве ассирийских союзников могли совершать походы против Урарту на территории современной Армении, против киммерийцев в Малой Азии или против Мидии. По мере усложнения политической обстановки на северных границах Ассирии и возникновения новых антиассирийских восстаний значение союза со скифами для Ниневии постоянно возрастало.

Благодаря долговременным контактам с кочевниками ассирийцы переняли у них ряд военных инноваций, в том числе всадничество и лучников, способных стрелять на скаку со спины коня. Всадник, вооружённый луком, на рельефе дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Британский музей, Лондон.

Разгром Мидии

Важнейшую роль скифы сыграли в устранении угрозы со стороны постоянно растущей после обретения независимости Мидийской державы. Основная информация об учинённом скифами в 653–652 годах до н.э. разгроме Мидии содержится в «Истории» Геродота:

«Фраорт не удовольствовался владычеством над мидянами (…) но начал покорение всей Азии, народ за народом. Наконец, он выступил в поход на ассирийцев, именно на тех, что владели Нином и прежде были владыками всей Азии, а теперь, после отпадения своих союзников остались одни; у себя дома, впрочем, они были ещё довольно могущественны. В этом-то походе пал и сам Фраорт после 22-летнего царствования, и погибла большая часть его войска».

Хотя Геродот не уточняет, от чьей руки пал Фраорт (он же, возможно, Хшатрита), но это сообщение весьма заманчиво сопоставить с приведённым выше его же рассказом о разгроме мидян скифами после перехода Кавказа и обретении ими господства над всей Азией. Та же история о нападении мидян на ассирийцев и последовавшем затем их разгроме скифами встречается у Геродота снова в следующем виде:

«После кончины Фраорта царство перешло к его сыну, внуку Дейока Киаксару (…) Это был тот самый Киаксар, который сражался с лидийцами, когда во время битвы день внезапно стал ночью (…) Со всеми подвластными народами Киаксар выступил против Нина, чтобы отомстить за отца и разрушить город. Тут-то, когда он уже одолел ассирийцев и начал осаду Нина, в пределы его царства вторглись огромные полчища скифов во главе с царём Малием, сыном Прототия. Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а теперь вторглись в Мидийскую землю».

Мидяне, приносящие дань, на рельефах ассирийского дворца в Дур-Шаррукине, VIII век до н.э.

Упомянутое здесь солнечное затмение произошло в 585 году до н.э., что является слишком поздней датой для описываемых событий и упомянутых персонажей, ведь появление скифов в Закавказье, как мы видели, относится ещё к рубежу VIII и VII веков до н.э., а возвышение Лидийского царства и Мидии, война между ними и вышеупомянутая битва на реке Галис происходила вследствие крушения скифского господства в Азии, а не предшествовала ему, как можно подумать из непосредственного содержания цитируемого отрывка. Наиболее правдоподобной является версия, согласно которой Геродот перепутал последовательность событий, и разгром скифами Мидии относится к правлению Фраорта (Хшатрита), а не Киаксара.

Разгром киммерийцев

После рассказа о разгроме скифами Мидии Геродот повествует о 28-летнем периоде скифского владычества в Азии:

«В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, всё опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они ещё, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел».

Упомянутые Геродотом 28 лет хорошо укладываются в период между смертью Фраорта (Хшатриты) в 653 году до н.э. и победой, одержанной над скифами его преемником Киаксаром в 625 году до н.э. Это позволяет построить единую непротиворечивую шкалу событий. В начале этого периода скифы осуществляли гегемонию в качестве союзников Ассирии, а после разрыва с ней — самостоятельно.

Одним из главных противников Ассирии в это время было Урарту, цари которого, опираясь на союз с киммерийцами, стремились к расширению своих владений в западном направлении. Предельно ослабленное скифскими набегами Урартру было вынуждено в 643 году до н.э. обратиться за защитой к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (669–627 годы до н.э.). В Малой Азии в это время хозяйничали киммерийцы, которые в 644 году до н.э. разгромили Лидийское царство, сожгли его столицу Сарды и убили царя Гига. Его преемник Ардис был вынужден обратиться за помощью к ассирийскому царю.

Скифские всадники на росписи деревянных балок гробницы V века до н.э. из Татарлы, Турция.

После этого скифы Мадия через территорию союзного им на тот момент Урарту или южнее, через собственно ассирийские владения, продвинулись в Малую Азию и нанесли киммерийцам разгромное поражение. Последний раз киммерийцы упоминаются около 640 года до н.э. в ассирийском гимне Мардуку, автор которого благодарит бога за заступничество от кочевников. После этого сведения о них исчезают из документов. К этому же времени относится первое знакомство со скифами малоазиатских греков-ионийцев. В поэме Аристея Проконесского впервые появилась легенда о переселении киммерийцев и их преследовании скифами, которая впоследствии нашла отражение в «Истории» Геродота.

Скифское владычество в Азии

Вскоре после этого Ассирийская держава вошла в новую полосу турбулентности. Начало кризису было положено около 630 года до н.э., когда скифы Мадия разорвали союз с Ниневией и обрушились опустошительными набегами на её северные и западные границы. Ассирия не смогла им противостоять, и её власть на обширных территориях к западу от Евфрата рухнула. Эта внезапная катастрофа послужила триггером для внутренних конфликтов. Дискредитированный поражением царь Ашшурбанапал был отстранён от престола и вынужден удовольствоваться властью над Вавилоном. Новым царём Ниневии стал его сын Ашшурэтилилани (629–623 годы до н.э.). Рокировка на троне не спасла положение: от Ассирии одна за другой начали отделяться завоёванные ранее провинции.

Ассирийские воины приветствуют царя. Реконструкция Ангуса МакБрайта.

Период смуты, нападений кочевников и повальных грабежей, предшествовавший окончательному падению Ассирии, произвёл на Ближнем Востоке столь сильное впечатление, что здесь возникло предание о 28-летнем скифском владычестве в Азии. Через местные источники это предание дошло до Геродота. Как мы видели, отец истории на самом деле отсчитывал этот срок от победы скифов над мидянами в 653 году до н.э., однако он верно изложил последовательность событий. По словам Геродота, ареал грабительских набегов скифов доходил до границ Египта:

«Затем скифы пошли на Египет. На пути туда в Сирии Палестинской скифов встретил Псамметих, египетский царь, с дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше. Возвращаясь назад, скифы прибыли в сирийский город Аскалон. Большая часть скифского войска прошла мимо, не причинив городу вреда, и только несколько отставших воинов разграбили святилище Афродиты Урании…».

Археологическим подтверждением этого рассказа являются многочисленные находки характерных скифских втульчатых наконечников стрел VII–VI веков до н.э., которые находят по всему Ближнему Востоку вплоть до Палестины. Некоторые исследователи связывают с влиянием древневосточных цивилизаций проникновение в раннекочевническую среду ряда орнаментальных мотивов и изделий, декорированных в технике перегородчатой инкрустации, характерной для переднеазиатской торевтики.

Скифо-мидийские наконечники стрел. Источник: Дьяконов, И.М. История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н.э. — Л., 1956

Крушение скифского господства

Пока скифы властвовали в Азии, они, в отличие от ассирийцев, не создали постоянных структур, обеспечивавших их господство, а довольствовались сбором дани и грабежом. Постепенно покорённые народы перенимали у скифов оружие, тактику и военное мастерство. Геродот сообщает, что мидяне даже после свержения скифского господства отдавали им своих детей обучаться стрельбе из лука. В рамках скифской военной гегемонии происходит распространение на Ближнем Востоке всадничества и конницы, способной в подражание кочевникам стрелять из лука со спины коня.

В 625 году до н.э. мидийский царь Киаксар поднял восстание против скифов, истребил их знать и изгнал из страны. Об обстоятельствах этого события рассказывает Геродот:

«Киаксар и мидяне пригласили раз множество скифов в гости, напоили допьяна и всех перебили. Так мидяне восстановили прежнее величие своей державы и ещё завоевали Нин и покорили ассирийцев, за исключением Вавилонской области».

Потерпев поражение, скифы вернулись туда, откуда пришли — в Причерноморские степи. На обратном пути им пришлось выдержать настоящую войну с детьми, которых их жёны из-за длительного отсутствия мужей породили от рабов. Как рассказывает Геродот, скифы долго не могли одолеть их в бою, пока по совету одного старика не догадались отбросить копья и мечи и атаковать их с плетьми в руках.

Мидийские воины (слева) сражаются со скифами (справа). Изображение на цилиндрической печати VI века до н.э. сточник: Дьяконов, И.М. История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н.э. — Л., 1956

После отступления основной массы кочевников какие-то группы скифов продолжали оставаться в Передней Азии, но они уже не представляли серьёзной военной угрозы для её исконных обитателей. Скифское царство где-то на территории современного Азербайджана ещё в 590-х годах до н.э. упоминалось пророком Иеремией. «Прямошапочных» скифов, отличных от среднеазиатских саков тиграхауда, Геродот называл среди населения Мидии уже Ахеменидского периода. Вероятно, со временем их потомки полностью растворились в местной этнической среде.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится