Окопное искусство: какие сувениры делали солдаты Первой мировой
159
просмотров
Первая мировая война, имевшая на многих участках фронта позиционный характер, заставляла сотни тысяч людей сидеть изо дня в день в траншеях и блиндажах и в буквальном смысле слова изобретать себе занятия, чтобы убить время. Среди прочих способов проведения досуга было и создание из подручных материалов предметов обихода, сувениров, ювелирных изделий — со временем ставших предметом коллекционирования и объединённых сложившимся термином «окопное искусство».

Бытует мнение, что о Первой мировой войне историкам больше сказать нечего: архивы открыты, документы изучены, множество из них опубликовано, военные операции разобраны, и т.д., и т.п. Однако количество источников по Первой мировой войне стремится к бесконечности, со временем изменяются способы интерпретации и анализа этих источников, их виды и классификация претерпевают изменения. В частности, действенными способами изучения Великой войны становятся археология и искусствоведение.

Археология открывает нам странный и полный опасности мир зоны военных действий и, в частности, полевой фортификации, особенности сооружения укрытий (траншей, блиндажей и т.п.) и поддержания их в надлежащем виде, а также особенности повседневного быта солдат и офицеров и их боевой опыт, известные нам, в целом, по письменным источникам. Подчас информация, добытая с помощью археологии, оказывается весьма ценной (например, уточняются места, время и характер боёв, количество погибших или питание солдат, их досуг и т.п.).

«Мастерская» французского солдата оборудована прямо в траншее — его искусство в полном смысле слова окопное

Искусствоведение же, в соединении с археологией, музейным и частным коллекционированием, оказывается очень полезным при интерпретации и объяснении такого любопытного феномена военной жизни, как «окопное искусство» (trench art).

Начавшееся как абсолютно любительское коллекционирование различных вещей, связанных с фронтовым опытом солдат Великой войны, изучение «окопного искусства», с подачи британского историка Николаса Дж. Сондерса (Nicholas J. Saunders), стало признанной академической дисциплиной со стремительно расширяющимся списком публикаций по данной тематике. В 2001 году он опубликовал первую монографию, посвящённую этому феномену.

Поиску и систематизации находок «окопного искусства» в настоящее время посвящает много времени археология, музейные работники делают то же самое для музейных коллекций, огромная армия любителей накапливает частные коллекции. Что же подразумевается под этим термином?

Как указывает Сондерс, «окопное искусство — вызывающий определённые ассоциации, но вводящий в заблуждение термин, применяемый для обозначения невероятно большого массива объектов, созданных военнослужащими, военнопленными и гражданскими лицами из мусора войны индустриального типа». Вводит он в заблуждение потому, что подобного рода объекты можно найти ещё до Первой мировой войны. Вопросы терминологии, в данном случае, ещё ждут своего разрешения.

Любопытно, что с окончанием войны изготовление артефактов «окопного искусства» не остановилось, поскольку места боёв (особенно в Европе – Сомма, Ипр, Верден и т.д.) стали популярными местами для т.н. «военного туризма», а туристы сформировали ёмкий рынок сбыта сувениров из гильз, осколков снарядов и остатков обмундирования. Также памятные вещицы могли изготавливаться для посетителей многочисленных военных кладбищ, которые раскинулись на местах особенно ожесточённых сражений. Подобный бизнес продолжается до сих пор по всему миру после и даже во время военных конфликтов. Зачастую продажа подобного рода сувениров преследует благотворительные цели.

К сожалению, в России пока нет публикаций или музейных выставок, напрямую связанных с «окопным искусством» именно Первой мировой войны, зато подобного рода объекты Великой Отечественной широко представлены в музеях, и в среде любителей военной истории и профессиональных историков постепенно вызревает мысль об их систематическом изучении.

Эти два безвестных фронтовых гравера работают с самым доступным материалом — гравируют снарядные гильзы

В Западной Европе крупнейшие военные музеи, такие как Имперский военный музей в Лондоне, в своей постоянной экспозиции и в тематических выставках уделяют внимание среди прочего и «окопному искусству». На сайте музея, среди его коллекций можно найти любопытные образцы мастерства солдат Великой войны. Профессор Пол Корниш (Paul Cornish), коллега и соавтор Сондерса, составил подборку предметов, хранящихся в музее, которые служат отличным примером разнообразия «окопного искусства». Однако стоит заметить, что представленные в подборке предметы отнюдь не исчерпывают всего его разнообразия.

Николас Дж. Сондерс в числе предметов, созданных в 1914–1918 гг. и в послевоенное десятилетие, выделяет объекты, сделанные военнослужащими действительной службы, военнопленными, ранеными и выздоравливающими, а также гражданскими умельцами в тылу или на фронте. По назначению эти предметы могут относиться к принадлежностям для курения (зажигалки, спичечные коробки, табакерки и т.п.) или для письма (например, ножи для бумаги из осколков снарядов, ручки из пуль и гильз). Другие предметы могут не нести никакой утилитарной пользы, а быть просто декоративными поделками (украшенные гильзы от снарядов с различными надписями), сувенирами для себя лично или для родственников в тылу. Иногда фронтовые ремесленники изготавливали миниатюры (корабли, танки, аэропланы или модели оружия). В общем, почётом пользовались изделия из самого разнообразного металла, который буквально валялся под ногами (железо, медь, алюминий, латунь и бронза), но любители поделок не обходили своим вниманием дерево, камень, мел, а также кости животных, которых тоже было в изобилии. Кроме того, процветало украшение готовых предметов, как то фотографических карточек, открыток, носовых платков. Таким образом, любой мало-мальски умелый солдат мог реализовать свои фантазии на широком круге материалов.

Вышитый пояс, созданный матросом А.У. Холландом, служившим на британском военном корабле «Минотавр». Кропотливость и тщательность работы свидетельствуют о большом количестве времени, потраченного матросом
Украшенная гильза от снаряда или патрона, замечает Корниш, пожалуй, самый популярный и распространённый образец «окопного искусства». Конкретно эта гильза была обработана британским солдатом, выменявшим за пять сигарет трафарет для украшения у бельгийского солдата. Для нанесения рисунка использовался йод, а непосредственно гравировка была осуществлена гвоздём
Это распятие, судя по всему – прекрасно сохранившийся образец послевоенного «окопного искусства», созданный для продажи туристам. На это указывают техника исполнения и отдельные детали. Однако сам по себе предмет очень близок по своему духу к тем культовым предметам, что делали для своих религиозных нужд солдаты
Гильза британского 13-фунтового снаряда, переделанная под табакерку военнопленными турками на Ближнем Востоке. По-видимому, военнопленный, сделавший этот предмет, обладал незаурядным мастерством и, возможно, даже был опытным ремесленником до войны. Стенки табакерки украшены затейливым декоративным орнаментом и арабской каллиграфической надписью, а также инкрустированы медной и серебряной проволокой
Кольцо с гравировкой “Ypres”, принадлежавшее и, возможно, сделанное артиллеристом сержантом У. Скиннером. Сам Скиннер был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» с формулировкой «за выдающуюся работу и бесстрашную преданность долгу во время действительной службы в течение тридцати месяцев»
Зажигалка ручной работы, сделанная из немецкой гильзы от патрона. Пример артефакта «окопного искусства», требовавшего незаурядного мастерства и хорошего воображения
Украшенный гравировкой стакан снаряда – один из примеров французского «окопного искусства» с Западного фронта Великой войны. На стенке выведено «Cote 304» – название, которое имеет отношение к обозначению позиций при обороне Вердена
Футляр для спичечного коробка, сделанный из меди и украшенный с одной стороны эмблемой Королевской канадской артиллерии (RCA), а с другой инициалами владельца (A.S.M.)
Четыре алюминиевых кольца, показывающие различные стадии изготовления, от немецкого носового конуса снаряда до полностью сделанного кольца с орлом, вырезанным с немецкой же медной пуговицы. Эти объекты были созданы поправляющимися от ранений британскими солдатами
Кружка, сделанная сапёром из британского Королевского инженерного корпуса во время обслуживания подземной телефонной линии в районе Ипра. Кружка была сделана из медной гильзы британского 18-фунтового снаряда

Представленные предметы, а также подобные им артефакты из музеев и частных коллекций позволяют сделать несколько важных выводов:

  • во-первых, большая часть этих предметов является примерами декоративно-прикладного искусства, выполненными зачастую с большим вкусом и фантазией и демонстрирующими высокое техническое умение их творцов;
  • во-вторых, «окопное искусство» является именно искусством в полном смысле этого слова, поскольку в основе создания этих предметов лежали не только и не столько утилитарные задачи, сколько желание как-то эстетически облагородить военную повседневность;
  • в-третьих, «окопное искусство» представляет из себя интереснейший сплав стилей и художественных решений, в которых просматриваются как традиционные народные (как западные, так и восточные) ремесленные практики, так и методы современных индустриальных обработок материала, а при этом исходное сырьё для поделок создаёт дополнительные трудности для обработки и провоцирует изобретение новых технологических приёмов;
  • в-четвёртых, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что «окопное искусство» представляет собой необычайно интересный феномен, изучение которого может проходить не только в рамках искусствоведения или истории искусства, но и в рамках военной истории (поскольку может помочь в понимании психологии людей на войне), социальной и культурной антропологии и других наук гуманитарного спектра.

Все иллюстрации взяты с сайта Имперского военного музея, а объекты, изображённые на них, являются частью его коллекции.

Продолжение следует: Британские спортсмены на полях сражений Первой мировой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится