От «Весны» Боттичелли до «Астронома» Вермеера: приключения пяти шедевров до и после Второй Мировой войны
360
просмотров
Не секрет, что во время Второй мировой войны нацистами было вывезено из оккупированных стран огромное количество произведений мирового искусства. Учитывая специфику жанра, вероятно, для живописи это имело наиболее серьезные последствия:

картины перевозили с недостаточными предосторожностями (до них ли было?) и часто хранили в неподходящих для этого местах, где сырость и температура разрушали древние полотна. Так что впоследствии реставраторам приходилось задействовать весь арсенал техник, восстанавливая полотна. Вашему вниманию — истории о самых известных из спасенных шедевров.

Сандро Боттичелли, «Весна»

Сандро Боттичелли, «Весна» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), «Весна», 1482 г.

Сегодня это произведение великолепного итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли называют одной из самых известных картин западного искусства (впрочем, также одной из наиболее часто анализируемых и вообще обсуждаемых картин в мире).

Судьба шедевра Боттичелли непроста: в 1499 году он попал в коллекцию Лоренцо Медичи, а в 1537 был перевезен в Кастелло и вплоть до угасания рода (что произошло в 1743 году) находился там.

В 1815 г. картина была зачислена в запасники флорентийского дворца Уффици как «не особенно ценная», а в 1853 г. художественная академия получила ее в свое распоряжение для изучения молодыми художниками. В 1919 г. «Весну» вновь вернули в Уффици — теперь уже галерею. В общем, 400 лет картина перемещалась по закромам, как вдруг в начале ХХ века стала известной и популярной.

Во время же итальянской кампании в ходе Второй Мировой Войны шедевр перевезли в замок Монтегуфони неподалеку от Флоренции, чтобы защитить от бомбежки. Впоследствии картину вернули в Уффици, где она и находится нынче среди главных шедевров галереи. В 1982 г. «Весну» реставрировали: с неумолимым ходом времени краски потемнели, покрывшись слоем пыли. Реставраторам удалось вернуть картине ее оригинальные цвета и то, что арт-критики романтично называют «вибрацией».

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем»

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), «Дама с горностаем», 1489−1490 гг.

Это один из всего лишь четырех женских портретов кисти Леонардо (включая «Мону Лизу», разумеется): вопрос отношений великого мастера с женщинами будоражит умы исследователей до сих пор.

«Даме с горностаем» досталось не меньше. Картину неоднократно переписывали разные художники — и известные, и не очень. В частности, претерпел изменения фон (в оригинале он был светлее, и вообще на заднем плане было то ли окно, то ли дверь). От работы Ленардо остались, собственно, лишь дама и горностай (у дамы, кстати, еще была прозрачная вуаль), да и тех слегка «подправили». Надпись на картине также выполнена не Леонардо, а купившим ее в начале XIX века Адамом Чарторыйским, который предполагал, что это изображение той же женщины, что и на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра. Так картина попала в Краков, потом в Париж — и обратно в Краков.

Что автор произведения — Леонардо, выяснилось достаточно поздно: еще в каталоге его работ XIX века «Дама с горностаем» не упоминается. Во времена обеих мировых войн картину пытались уберечь от повреждений и уничтожения, по возможности спрятать. Но в сентябре 1939, оккупировав Польшу, нацисты все-таки прибрали шедевр к рукам. В 1946 году многострадальное полотно было возвращено Польше и до сих пор содержится в краковском Музее Чарторыйских.

Невзирая на культурную современность, шедевр «страдает» с течением времени: экспертиза показала, что каштановая доска, на которой да Винчи писал картину, стала более хрупкой по вине… жучков-короедов! Кроме того, все изображение покрыто сетью трещин — так называемых кракелюров. Но, справедливости ради отметим, что именно благодаря технике рисования Леонардо картина сохранилась до сих пор в удовлетворительном состоянии. На данный момент требуется детальная экспертиза картины и реставрация. А пока что принято решение не вывозить картину из музея на протяжении десяти лет — ей, так сказать, возраст уже не позволяет.

Эдуар Мане, «В оранжерее»

Эдуар Мане, «В оранжерее» В оранжерее Эдуар Мане Живопись, 1879

Эдуард Мане (Edouard Manet), один из художников, стоявших у истоков импрессионизма, написал картину «В консерватории» в 1878—1879 годах. Картина выполнена маслом на холсте. Когда она была выставлена, арт-критики зашипели: «руки и лица выписаны детальнее, чем обычно; неужто Мане идет на уступки публике?"

Пока импрессионисты не пользовались ни большим спросом, ни особенным уважением, Жан-Баптист Фор, французский певец, композитор, а главное коллекционер произведений Мане, купил «В консерватории» за «ничтожную сумму» в 11000 франков. На время войны картина пропала (да и, вероятно, не до ее поисков было). А после войны в 1945 году шедевр нашелся в немецкой солевой шахте среди огромного количества других произведений искусства и драгоценностей, прихваченных нацистскими мародерами.
Размер полотна 115 Х 150 см, сегодня его можно увидеть в Старой национальной галерее Берлина.

Рембрандт Харменс ван Рейн , «Ночной дозор»

Рембрандт Харменс ван Рейн , «Ночной дозор» Ночной дозор Рембрандт Харменс ван Рейн Живопись, 1642

Рембрандт, «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рётенбюрга» — знаковое произведение, более известное как «Ночной дозор».

Начнем с того, что «Ночным дозором» свою картину Рембрандт (Rembrandt van Rijn) не называл. Ее оригинальное название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рётенбюрга». Дело в том, что картина написана в 1642 году и с тех пор порядком изменилась. В частности, о ночи речи не шло вообще: изображенные события происходят днем. Но обнаружилось это лишь в 1947 году после реставрации: за 300 лет картина покрылась слоем копоти. Кроме того, лак, которым художники покрывают картины маслом, вначале абсолютно прозрачный, со временем желтеет и темнеет. Так и наступила ночь на известнейшей картине Рембрандта.

Есть и серьезная чисто детективная улика: положение тени от левой руки капитана Кока. Судя по нему, время — не более 2 часов пополудни.

Вообще, шедевр повидал на своем веку немало: его дважды резали ножом (сапожницким и простым ножом для хлеба). Оба раза картину восстанавливали, но следы, конечно, остались. Еще на нее брызгали кислотой — но вовремя подоспели охранники и спрыснули место поражения водой. Кислота повредила только лак, и картина была полностью восстановлена. На данный момент «Выступление стрелковой роты…» хранится в амстердамском Государственном музее. Шедевр регулярно реставрируют, и, таким образом, картина регулярно «омолаживается», чтобы затем вновь пройти через все стадии сумерек.

Ян Вермеер, «Астроном»

Ян Вермеер, «Астроном» Астроном Ян Вермеер Живопись, 1668

На тыльной стороне картины «красуется» черная свастика, оставленная Адольфом Гитлером, — таким суровым способом фюрер выразил свои чувства к шедевру.

Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом (Frans Hals) нидерландский художник Ян Вермеер (Jan Vermeer) считается одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. В 1668 году он окончил работу над картиной «Астроном». Эта сравнительно небольшая картина (51 Х 45 см) выполнена маслом на холсте и сегодня она хранится в Лувре.

Нередко встречаются сведения о том, что Вермеер был одним из любимых живописцев Гитлера (а именно «Астроном» — одним из любимых произведений), который, как известно, и сам сперва мечтал стать художником. Потому и неудивительно, что в 1940 году, стоило немцам вторгнуться во Францию, картина была похищена у ее владельца Эдуара де Ротшильда.

Завладев картиной, фюрер поставил на ее тыльной стороне штамп в виде черной свастики. Но, как известно, Гитлер войну не пережил, а вот ограбленный им Ротшильд — таки да! И после войны коллекционер не преминул напомнить о своих правах на шедевр. Но и здесь не все пошло гладко: наслаждаться шедевром в индивидуальном порядке коллекционеру оставалось не слишком долго, потому как в 1983 году французское правительство изъяло картину в уплату налогов за наследство. В том же году картина наконец была благополучно доставлена в Лувр и после небольшой реставрации выставлена. Свастику на тыльной стороне закрашивать не стали — таким вот замысловатым образом все-таки удалось фюреру сделать свой сомнительный вклад в искусство.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится